Так считает заместитель директора Института глобального климата, экологии, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды – доктор физико-математических наук, профессор Станислав Гольдфарб
Обычно профессор Гольдфарб, почетный член Российской академии наук, широко известный как в нашем научном сообществе, так и за рубежом, всегда избегал общения с прессой. И только нашему изданию он любезно согласился дать интервью.
- Станислав Иосифович, - обратился я к профессору, - ваша идея заморозить Европу, конечно, спорная. Но для начала вы бы могли коротко объяснить читателям: насколько она осуществима?
- Давайте сразу расставим правильные акценты, - предложил профессор.
- Давайте.
- Я и мои коллеги, берясь за этот национальный проект, никогда не строили планов по заморозке Европы. Но мы работали и работаем по улучшению, считайте по утеплению, климата в нашей стране и, в частности, в Сибири. Однако закон природы таков – если в одном месте что-то прибывает, то в другом убывает. В нашем случае, если в России среднегодовую температуру поднять градусов на 10, то где-то на те же 10 похолодает. Как показали наши компьютерные расчеты, похолодает именно в Западной Европе и чуть в меньшей степени – на востоке США.
- Фантастика!
- Никакой фантастики, а простые законы физики. Рассказываю. Дно озера Байкал это довольно тонкая прослойка между водой, что сверху, и раскаленными плазменными породами - снизу. И если это дно пробурить в определенных местах, то воду в Байкале можно прогреть градусов до 50-ти, а то и выше. С учетом огромного зеркала озера, а так же вытекающих из Байкала теплых вод Ангары, далее – теплого Братского водохранилища и т.д. это резко изменит климат практически от Урала до Колымы. Он станет таким теплым и влажным, что в Красноярске, Новосибирске, Омске можно будет на полях бананы выращивать! В Иркутске, Братске горячую воду для отопления можно брать прямо из Ангары!
- Позвольте, Станислав Иосифович, а как же живность байкальская?
- Вы прямо как Владимир Владимирович! - смеется профессор, - когда мы с ним сели за стол и выложили проект, он первым делом тот же вопрос задал: что станет с байкальской фауной? Дело в том, что температура воды в Байкале будет повышаться очень медленно, примерно, на 10-12 градусов в год. Озерная фауна, почуяв это, будет выбираться через Ангару в более прохладные воды к Ледовитому океану. К тому же есть много озер, примыкающих к Байкалу, и какую-то часть байкальской живности можно переселить туда. Но, безусловно, в перспективе много байкальской фауны мы потеряем. Это минус. Зато мы приобретем в Сибири куда больше новой живности. Даже кенгуру запросто приживется в новом сибирском климате!
- Хорошо. Но почему при таком проекте погода в Европе похолодает?
- Теплый сибирский климат будет забирать на себя влагу в очень больших количествах. И все это большими массами хлынет через реки в Северный Ледовитый океан. Как показали наши компьютерные расчеты, вода в океане поднимется настолько, что возникнет течение от северного полюса к экватору. То есть противоположное Гольфстриму. Тогда, я опять же ссылаюсь на компьютерные расчеты, январские температуры, например, в Лондоне, могут опускаться до минус 30 градусов. …Сразу упрежу ваши вопросы относительно гуманности к европейцам. Этими вопросами меня уже, извините, достали многие сердобольные сослуживцы. Так вот, далеко не такие гуманные европейцы который год уже душат Россию санкциями, надеясь, что скоро мы все тут сдохнем. Простите за мой французский. Мы же, следовательно, должны бороться за выживание и думать о благе своих людей. Мы обязаны что-то предпринимать, чтобы жизнь в России сделать комфортней. Теплей и сытней. Поэтому мы и вынуждены из-за санкций, пойти на этот байкальский проект. А европейцы, не беспокойтесь, не пропадут. Просто они будут в три раза больше покупать у нас газа и нефти для согревания. Ну и сибирских продуктов мы им тоже вдоволь отправим.
- Ладно, Станислав Иосифович, фиг с ней, с Европой-то. Ну а что же с западною Россией станет? Москву, Питер, Архангельск, Мурманск… тоже мороз охватит?
- Вы удивитесь, но на российском западе температуры, особенно зимние, на порядок повысятся.
- Это как это?!
- Не буду терзать ваш гуманитарный мозг сложными компьютерными вычислениями, поясню простецки. Нынешнее экваториальное тепло идет на север водным путем через Гольфстрим. Когда же наш байкальский проект остановит Гольфстрим, то это тепло будет вынуждено перемещаться к северному полюсу воздушным путем. И как показывают расчеты, основные массы горячего воздуха пойдут коридором на север от Аравийского полуострова вдоль Урала и практически по западным границам России. Поэтому Новый год Москва и даже Архангельск будут встречать без снега под теплым дождиком.
- Интересно! А сколько денег потребует сей национальный проект?
- Основные буровые работы нам обойдутся даже несколько дешевле, чем Крымский мост. Около 200 миллиардов рублей. Такая сумма была озвучена на недавнем совещании в Кремле. Греф тогда, по своей привычке, запричитал и заерзал в кресле «Денег нет! Денег нет!», но на него тут же цыкнули, и оказалось, что деньги есть!
Но это только фундаментальная часть вложений. Значительно больше трат потребует курортная инфраструктура, когда Байкал превратится в огромное геотермальное озеро. Представляете, какой поток туристов хлынет на его берега, особенно зимой — погреться.
- И как собираетесь вы решать эту задачу?
- Я скажу вам по большому секрету, только вы никому пока не рассказывайте (улыбается), этим проектом очень заинтересовались наши китайские партнеры. И еще на прошлых переговорах в Китае на высшем уровне китайская сторона выразила готовность вложить огромные деньги не только в курорты, пансионаты, но даже в скоростную железную дорогу «Пекин-Байкал» протяженностью более 2 000 километров. А это, представьте себе, миллионы и даже десятки миллионов китайских туристов в год! И, разумеется, это такие в нашу казну доходы, которые и не снились Грефу. Поэтому все стенания о начальных затратах, да простит меня господин Греф, просто детский лепет какой-то.
- Так что же получится, уважаемый профессор, весь Байкал займут китайцы, а нашим-то найдется место на озере?
- Вы просто не представляете себе масштабов Байкала. Береговая линия Сочи, например, 145 километров. При этом Сочи принимает около 5 миллионов туристов в год. А береговая линия Байкала 2 100 километров! А еще на Байкале есть огромные острова, как Ольхон, Большой Ушканий, Большой Бакланий и т.д. и т.д. Потому на Байкале всем хватит места: и нашим, и китайцам, и всяким там прочим шведам.
- Сдается мне, Станислав Иосифович, что при всех озвученных вами плюсах, найдется немало противников этого национального проекта и подымется много пены в прессе.
- Ну это самой собой! Портной этот Зверев с плакатом выскочит и разные там пиарщики возьмутся вовсю дурачить темные слои населения. Бывали на Руси и картофельные бунты, и супротив железных дорог выступали. Но мы по счастью не Украина какая, где страною правят толпа и заокеанский дядя. У нас сильный, решительный президент. Теперь еще и премьер толковый. А что является главным приоритетом у руководства нашей страны? Скажите?
- Так это, борьба за мир и защита наших духовных ценностей.
- Главным приоритетом у нас является повышение благосостояния российского народа и качества его жизни! Поэтому я не сомневаюсь, что всё задуманное во благо наших людей претворится в жизнь при полной поддержке сверху. А пока что наша с вами задача начинать просвещать людей и вырабатывать у них правильный взгляд на данный национальный проект. Именно с этой целью я и согласился по предложению Владимира Владимировича дать первое интервью вашей газете, как самой уважаемой мною и президентом.
***
Ну что же, я благодарю моего собеседника за интересную беседу и надеюсь еще продолжить с ним разговор на эту тему уже в бОльших подробностях и деталях.