«Хотя бы весна скоро»: чиновники оставили москвичку-пенсионерку в расселенном доме без света и тепла

Человек в необитаемом доме
Пенсионерка живет одна в опустошенном доме, который обчищают мародеры. Фото: Сергей Корнеев
Как Департамент лишал пенсионерку жилья

Валентина Сергеевна — последняя жительница расселенного по реновации дома на западе Москвы. Периодически ей отключают свет и отопление. Из-за юридических неточностей Департамент городского имущества пытался лишить одинокую пенсионерку жилья. Но, проиграв в суде, затягивает переселение. Все это время женщина живет в опустошенном доме, который обчищают мародеры.

Дом по Ивана Франко, 20 — крепкая кирпичная «хрущевка» 1960 года постройки. По нормативам срок службы таких зданий 125 лет (группа II). Однако сейчас в пустых окнах гуляет ветер и висят мутные сосульки. Двери вырваны «с мясом». На лестнице толстый лед цвета ржавчины — когда срезали батареи, вода потоком хлынула с пятого этажа. Я поскальзываюсь и только чудом не падаю в пролет, лишенный перил. Меня окликает рабочий, разбирающий подвал:

— Вы если «свистнуть» чего хотели, надо было приезжать рано утром!

Валентина Сергеевна живет на первом этаже и открывает дверь, услышав мою возню в подъезде. По тускло освещенному коридору идем на кухню. Здесь тепло и уютно пахнет вареной картошкой. Кроме нас в доме никого. Неудивительно, что она легко меня обнаружила. В пустой кирпичной коробке, в которую превратилось здание без жильцов, отчетливо слышен каждый звук.

— Вчера опять что-то за стенкой долбили, — жалуется пенсионерка.

Замечаю, что дома тепло, есть свет и газ. Картина не такая печальная, как мне сообщили коллеги.

— Я все сама сделала. Что мы холодать-голодать будем? Сначала отключили воду, пришлось ругаться. Электричество подключили жэковские умельцы, провод протянули из соседнего подъезда, который пока не обесточен. Хорошо, хоть газ ни разу не вырубали. Если все так и будет тянуться, то хотя бы весна скоро. Я живу здесь с 1985 года, как из роддома с дочкой приехала. Сейчас еле хожу, толкни — и упаду. Мне и осталось-то, может, лет пять, а они все в игрушки играют.

Последний житель съехал из дома 19 января, но проблемы с Департаментом городского имущества начались у пенсионерки в 2020 году. Пока мы беседуем, в дверь звонит муниципальный депутат Денис Шендерович. Он взялся помогать женщине с документами, но сейчас просто привез продукты. Вокруг дома все завалено снегом по колено, а строительные заборы превратили двор в лабиринт. «Гуманитарная помощь», — отшучивается депутат на попытки пенсионерки расплатиться.

— У Валентины Сергеевны возникла проблема из-за просроченного договора соцнайма, — объясняет Шендерович. — Вместо того, чтобы помочь все правильно переоформить, ДГИ подал иск, с требованием выкинуть ее на улицу. Знаете, мне это напоминает, как на морозе издевались над генералом Карбышевым. В ноябре суд обязал зарегистрировать новый договор и оформить ордер на переселение. Но пока только волокита тянется! Обещают закончить после мартовских праздников. Представляете, каково это ощущать, что в доме больше никого нет? Тебе отключают то воду, то электричество. Ты как на необитаемом острове!

В суде против женщины, которая с трудом передвигается даже по собственной квартире, выступал специалист юридического отдела ДГИ Роман Александрович Кузнецов. Депутат Шендерович цинично называет его «простым чиновником, которому дали указание судиться». Ничего личного.

— Неужели у него не проскочило ничего человеческого? Он же видит, что не с бандитом схватился? — недоуменно спрашиваю я.

— Человеческое? — смеется Валентина Сергеевна. — Ну, параграфами сыпал из законодательства, и только. Требовал выселить меня без предоставления жилья.

— А родственники у вас есть?

— С мужем мы развелись. Да и умер он давно. Есть дочка с внуком. Только мы не общаемся, — грустно, но как-то привычно говорит Валентина Сергеевна.

Справка «ЭГ»:

Район Кунцево, в котором живет Валентина Сергеевна, расположен в Западном административном округе Москвы. Исторически это одна из самых зеленых территорий города, застраивавшаяся во второй половине ХХ века малоэтажными зданиями. Ее история лишь один эпизод изнурительного трехлетнего противостояния между жителями, чиновниками и строительной компанией «ПИК». Битва идет вокруг 47-го и 48-го кварталов, между улиц Ивана Франко, Полоцкая и Екатерины Будановой. Многие дома, которые приговорены под снос, не выработали и половины своего срока службы. Но уже уничтожена зелень, в которой они утопали, а новые стройки воткнуты впритык к стоящим домам.

Еще по теме:

Осенью мы рассказывали, как Департамент городского имущества уничтожает музей на севере Москвы. К сожалению, 15 февраля был проигран очередной суд. Но защитники музея не сдаются и готовятся к новому разбирательству.

Никита Джигурда уверен: бумеранг кармы настигнет рейдеров и чиновников





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Подмосковье захлебнется в мусоре из-за реновации
«Хотя бы весна скоро»: чиновники оставили москвичку-пенсионерку в расселенном доме без света и тепла