Проклятие портретов, которые уносят жизнь изображенных на них героев
Несколько лет назад мы опубликовали снимок памятника, установленного на могиле дочери народного художника СССР Александра Шилова. 27 лет назад 16-летняя Мария умерла от тяжелой болезни. Годы не лечат – ее отец по-прежнему безутешен. В день памяти Маши он возложил букет алых роз к подножию изваяния в виде золотого ангела, постоял в печальной задумчивости и ушел.
Снимок на Центральной аллее Ваганьковского кладбища сделала наш фотограф Лариса Кудрявцева, и публикация вызвала живой отклик читателей. «Какая горькая судьба», «Невосполнимая утрата», «На всю жизнь осталась ангелочком», – написали в комментариях люди, сожалея о судьбе Маши.
Ей действительно выпала тяжелая участь. Любимый, долгожданный ребенок – казалось, она с самого рождения купалась в любви и ласке. Когда девочка появилась на свет, ее отцу было 36, в первом браке у него подрастал старший сын, но дочка вызывала у Александра Шилова совершенно особенные, щемящие чувства. Он рисовал ее с младенчества. Множество карандашных набросков, где она спит, сладко посапывая, в колыбели. Вот цветное изображение, где Маша на руках у мамы, Анны Шиловой. Вот она, милый ребенок, пухлой ручкой обнимает игрушку. Вот, уже подросшая, отдыхает в деревне. А вот в трогательном белом фартуке – за уроками. Взрослеющая, по-юношески прелестная Маша в роскошных нарядах… Когда отец – художник, можно не пользоваться фотоаппаратом – вся твоя жизнь перенесена на холсты.
Но начался проклятый 1996-й, и все кончилось. Маши не стало. Однако ее портреты продолжали появляться с поразительной регулярностью, словно в насмешку над безвременной смертью. Художник не смирился с потерей – в его воображении Маша всегда остается рядом: с полотен смотрит девушка в самом расцвете своей красоты. Очень эффектные работы. Если не знать, что все они написаны после смерти их героини.
Горький осадок добавляют и обстоятельства жизни семьи Шиловых. За внешней идиллией скрывались странные, изводящие всех родственников отношения. Сегодня это называют модным словом «абьюз» и стараются привлечь обидчиков к ответственности, но тогда жена художника Анна молча сносила его причуды. Уходила, когда тот в ночи выгонял ее с маленькой Машей из дома, не общалась со старшей дочерью Элиной, потому что так хотел Александр Максович, терпела обвинения в несуществующих грехах, сбивалась с ног, желая угодить супругу. Об этом она рассказывала в многочисленных интервью – к великому неудовольствию Шилова. После 21 года брака пара наконец рассталась. Последней каплей для Анны стало известие о внебрачной дочери ее мужа, родившейся через год после смерти Маши. Отношения художника с матерью ребенка завязались, когда девочка в мучениях умирала…
Болезнь, которая унесла жизнь Марии, – саркома костной ткани – отличается от других видов опухолей высокой степенью агрессивности и подверженностью метастазам. В группе риска – дети и подростки, и порой стоит большого труда понять, что стало толчком к ее развитию. В пятилетнем возрасте Машенька сильно ушиблась – на левое предплечье упало старинное зеркало в массивной оправе. Было больно, но вскоре неприятность забылась. И лишь через семь лет, когда у девочки снова заболела рука, вспомнили про давнее происшествие.
Лечение, к которому привлекли не только наших и иностранных врачей, но и новомодных целителей в лице Джуны, Кашпировского и Чумака, результата не дало. Многие специалисты утверждают: иногда бывает достаточно пережить стресс, глубокое потрясение, чтобы онкологическое заболевание начало свою коварную поступь. Не исключено, причиной обострения стала тяжелая обстановка в семье Шиловых, напряжение в отношениях между отцом и матерью, которые не могли не расстраивать бедную Машу.
Милосердие к мертвым
Есть и такое наблюдение. Оно из области мистики, поверий, но, анализируя примеры, понимаешь: есть в том необъяснимая логика. Портреты, словно забирающие жизнь запечатленных на них героев. Вот всем известная печальная «Тройка» Василия Перова – мальчик, изображенный в центре, умер через год после того, как художник вписал в композицию его фигуру. Когда случилось несчастье, безутешная мать попросила живописца отдать ей картину, но меценат Третьяков уже приобрел ее в свою коллекцию. Женщине ничего не оставалось, как пойти в галерею и там на виду у всех молиться, стоя на коленях перед своим Васечкой.
Знаменитая «девочка с персиками» – Вера Мамонтова, позирующая для одноименного полотна кисти Валентина Серова, умерла в 32 года, сгорев от пневмонии буквально за три дня.
Мария Лопухина, чей портрет написал Владимир Боровиковский, внезапно скончалась через три года после создания картины.
Буквально за месяц внезапная чахотка сгубила «даму в голубом» – единственную любовь Константина Сомова.
Двухлетний Савва – сын Михаила Врубеля и его жены, певицы Надежды Забелы, которого отец изобразил на портрете, вскоре умер от менингита.
Наконец несчастная Жанна Эбютьен – возлюбленная итальянского мастера Амедео Модильяни, покончившая с собой после создания серии ее изображений. Таких примеров в истории искусства множество.
И еще важное. Верующие люди советуют: теряя кого-то из близких, нужно найти в себе силы отпустить их душу, не истязать ее, бесконечно страдая. Как бы ни был человек дорог, как ни тяжела боль утраты, принять произошедшее как данность и Божья воля. Сделать это надо из милосердия к мертвым. Сохранить их образ в памяти и жить дальше.