На дворе XXI век, но, несмотря на это, судоходство по-прежнему сталкивается с такой проблемой, как морской разбой. Особенно пиратство, как многим известно, процветало в свое время у берегов Сомали. Однако и в других районах Мирового океана это также распространенное явление.
В частности, можно отметить Гвинейский залив в Западной Африке. Только в 2020 году там произошло почти сто нападений на проходящие суда, причем большинство из них случились у побережья Нигерии. Жертвами пиратов становятся не только грузы: они берут в заложники и членов экипажа. Порой в плену оказываются российские моряки.
Так, в середине прошлого лета пираты напали на танкер Curacao Trader, шедший под флагом Либерии. Тогда было захвачено 13 граждан РФ и Украины. Спустя некоторое время в заложниках у бандитов оказались еще двое россиян, работавших на судне Water Phoenix.
Временами эти истории заканчиваются весьма трагично. Буквально на днях в ходе нападения пиратов на судно Mozart 24 был убит гражданин Азербайджана Фарман Исмаилов.
Журналисты издания «Ридус» решили разобраться, почему так происходит и как с этим бороться. Для этого они взяли интервью у двух моряков дальнего плавания: калининградца Алексея О. и уроженца украинского города Николаев Евгения Н.
Последний отметил, что пираты отлично знают территориальные воды, а также нередко действуют по наводке, поэтому изначально понимают, по какому маршруту будет двигаться то или иное судно. Плюс они хорошо оснащены и передвигаются на скоростных катерах, из-за чего уйти от погони попросту нереально.
Алексей О. в свою очередь отметил, что давать отпор вооруженным бандитам, имея в своем распоряжении лишь водяные пушки, бесполезно. Единственное, что остается делать, это подать сигнал о бедствии, где-нибудь закрыться и надеяться на прибытие береговой охраны.
Как утверждает Евгений Н., нигерийские пираты, как правило, берут в плен только часть экипажа захваченного корабля, после чего выходят на связь с судовладельцем и требуют у него выкуп. Порой сумма доходит до миллиона долларов.
Оба собеседника издания также отметили, что в случае нападения бандитов надеяться на власти Нигерии не стоит. Рассчитывать можно только на совместные международные действия и военные корабли у берегов африканской страны.
Евгений Н. также заявил, что важную роль в предотвращении захвата корабля играет вооружение. Пираты всегда рассчитывают на легкую добычу, поэтому, когда получают достойный отпор в виде плотного точного огня, то немедленно отступают. В связи с этим, как считает моряк, на всех судах в обязательном порядке должны присутствовать сотрудники охранных предприятий. Только так можно избежать нападений.
У Алексея О. иное мнение на этот счет. Он справедливо отметил, что далеко не каждый судовладелец согласится ставить на сухогрузы и танкеры охрану, так как это весьма дорогое удовольствие. Поэтому, уверен моряк, необходимо уничтожить береговую инфраструктуру пиратов.
Также он считает, что в решении данной проблемы можно положиться на опыт борьбы с пиратами из Сомали. Нигерийским властям нужно попросить помощи у иностранных ЧВК, бойцы которых лучше подготовлены и не имеют отношений с ОПГ Нигерии.
«Давайте начистоту: уже давно не секрет, что в России есть военная компания с огромным боевым опытом. Я говорю про «Группу Вагнера»: она отлично проявила себя в Сирии и успешно справилась с целой армией головорезов. Если они сумели победить ИГ, то для них не будет большой проблемой зачистить побережье от бандитов. У нефтеносной Нигерии есть деньги для найма российской компании. Тем более что ее услуги стоят явно дешевле американских», — объяснил Алексей О.
Оба моряка слабо верят в успех в борьбе с пиратством в Гвинейском заливе. Евгений Н. отметил, что число нападений возле берегов Западной Африки только растет. Однако мировую общественность это не беспокоит.
Алексей О. выразил уверенность, что во многом вина за происходящее лежит на нигерийских властях. Они прекрасно осведомлены, кто стоит за нападениями и где расположены пиратские базы. Однако не спешат действовать, так как, возможно, заинтересованы в том, чтобы нападения продолжались.