Российские и даже зарубежные СМИ уже не раз писали о герое Дагестана, кавалере ордена Мужества, боевом генерале Муслиме Даххаеве, спасшем жизни десяткам ребят из липецкого ОМОНа и не побоявшемся послать подальше террористов Басаева и Хаттаба
Он оказался в тюрьме по совершенно абсурдным уголовным обвинениям.
До них еще дойдет дело, но сначала вернемся на 22 года назад, в 5 сентября 1999 года.
В этот день начальник Новолакского РОВД Дагестана майор Муслим Даххаев получил сообщение от дозорных, выставленных по периметру границы с Чечней (протяжённость границы с Чечней — 50 км), о продвижении боевиков Басаева и Хаттаба вглубь района. Двадцать милиционеров под руководством Даххаева заняли оборону в здании РОВД. Боевики были на соседней улице и вели прицельный огонь по Дому культуры, в котором расквартировались двадцать пять липецких омоновцев. Басаевцы планировали часть омоновцев обменять на боевиков, находящихся в российских тюрьмах, а часть — показательно казнить.
Майор Даххаев предложил план спасения и под прикрытием шквального огня начал выводить омоновцев. С девяти до двадцати часов вывели всех. В начале операции на связь с Муслимом Даххаевым вышел Шамиль Басаев и предложил сдать бойцов липецкого ОМОНа, пообещав оставить дагестанцев в живых. Басаев заявил: «Командир, мы даем вам возможность покинуть село с оружием. Уходите. Но у меня условие одно — оставьте русских», но получил от Даххаева ответ: «Русские наши братья, а мы братьев не предаем. Вы сюда зайдете только через ваши трупы!»
В итоге сорок пять милиционеров и омоновцев выдерживали шквальные атаки почти двух тысяч басаевцев в течение суток, но люди были спасены.
Муслим Даххаев рассказывает: «Сделали небольшой проход, по которому бойцы смогли бы пройти к нам в отдел милиции. Весь день, до восьми вечера, мы вместе с командиром отряда Сковородиным выводили ребят по одному-два, отстреливаясь. Семь человек получили ранения. Двое погибли… Мы загрузили раненых в БМП и утром отправили на Хасавюрт».
А через двадцать лет произошли невероятные события. В сентябре 2019 года президент Путин принял участие в торжественных мероприятиях в связи с 20-летием разгрома банд боевиков Басаева и Хаттаба, в том числе и в Новолакском районе Дагестана.
Выступая перед Путиным, бывший руководитель Дагестана Магомедали Магомедов попросил устранить непростительную историческую ошибку: за подвиг 20-летней давности наградить Муслима Даххаева высшей госнаградой «Герой России» (которой, кстати, наградили бывшего командира липецкого ОМОНа Сергея Сковородина). Путин дал команду: разобраться и доложить. В Новолакском районе собрали более 10 тысяч подписей в поддержку награждения Муслима Даххаева званием «Герой России». К тому же через несколько месяцев подходил срок получения очередного звания — генерал-лейтенант.
И сразу же в среду как силовых, так и преступных (к сожалению, еще действующих на территории республики) групп Дагестана просочилась ложная информация о том, что генерал Даххаев, получив звезду Героя Россия и звание генерал-лейтенанта, якобы планирует занять один из самых высоких постов в республике. Эта фальшивка появилась несмотря на то, что никаких властных амбиций у боевого генерала, к тому времени возглавившего УФСИН по Ростовской области, а ранее возглавлявшего УФСИН по Дагестану, не было и не планировалось. Но некоторые персонажи из региональной власти и, возможно даже, ряд преступных элементов были настолько напуганы возможным назначением во власть боевого генерала, известного своей принципиальностью и неподкупностью, что поспешно решили уничтожить героя войны.
Через два месяца после того, как Муслима Даххаева чествовали на 20-летии победы над Басаевым и Хаттабом в Новолакском районе, в отношении кавалера ордена Мужества возбуждают уголовное дело. А потом еще и еще. Вот что пишет в своем расследовании Олег Лурье:
«13 ноября 2019 года, кавалера Ордена Мужества, легендарного героя войны на Северном Кавказе генерал-майора Муслима Даххаева, к тому времени возглавившего ГУ ФСИН России по Ростовской области, задержали по подозрению в… разглашении государственной тайны: якобы, Даххаев нарушил регламент секретного документооборота и о служебных документах ФСИН узнал человек без допуска. Дальше был закрытый суд (государственная тайна, как никак) и приговор Ростовского областного суда по части 1-й статьи 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны» — два года колонии-поселения. Странное уголовное дело, странный приговор, сам же Даххаев своей вины не признал и уверен, что дело сфабриковано из-за его принципиальной позиции, не позволявшей неким известным ему людям заниматься преступной деятельностью.
Но и на этом война против Даххаева не закончилась. За четыре месяца до освобождения Муслима Даххаева из колонии-поселения следственное управление СК по Дагестану в июле 2020 года возбуждает в отношении Дахаева еще два уголовных дела по части 1-й статьи 285 УК РФ «Злоупотребление служебными полномочиями» (до четырех лет лишения свободы), а потом объединяет их в одно дело за № 12002820020000023.
В чем же обвинили еще не освободившегося из колонии героического генерала Муслима Даххаева? Украл миллионы из бюджета? Брал взятки? Подкупал других чиновников? Нет. По первому эпизоду «злоупотреблений» следствие считает, что тогдашний глава УФСИН по Дагестану Даххаев (цитирую) «примерно в период с 02.07.2014 года 28.07.2015 года (ничего себе разрыв по времени! — Авт.), более точное время следствием не установлено, Даххаев… незаконно организовал вывод из колонии-поселения осужденного Ризаева А. А. и другого не установленного следствием осужденного в домовладение своей матери Даххаевой А. М., где незаконно был использован труд осужденных при проведении ремонтных работ». Также «страшный преступник», по мнению следствия, использовал служебное время сотрудника колонии, который якобы охранял заключенных, чем нанес непоправимый удар по бюджету страны.
Второй эпизод, по которому обвиняют Даххаева, ничем не отличается от первого. Вот цитата: «Примерно в период с 16.05.2014 года по 13.02.2017 года (разрыв почти в три года! — Авт.) более точное время следствием не установлено, Даххаев… незаконно организовал вывод из колонии-поселения пятерых осужденных в свое домовладение… для проведения строительных и ремонтных работ».
Итак, зажмурьтесь и представьте себе, что боевой генерал, герой кавказской войны Даххаев, предположим, действительно шесть лет назад отправлял неких расконвоированных осужденных из колонии-поселения что-то отремонтировать дома у себя и у своей матери. Не верится? Но предположим.
Что должен был сделать следователь, обнаруживший совершение Даххаевым «страшных преступлений» по двум эпизодам «злоупотреблений»? Конечно же закрыть дело в связи с истечением срока давности, так как согласно части 3 статьи 15 УК РФ преступление, в котором обвиняют Даххаева, средней тяжести, а пункт «Б» части 1 статьи 78 УК РФ гласит, что срок давности по преступлениям средней тяжести – шесть лет.
Дело в том, что следствие указывает возможное время совершения «преступлений» примерно (предположительно!) с июля 2014 г. по февраль 2017 г., а согласно части 3 статьи 49 Конституции РФ «неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого». Вроде бы все? Нет.
Следователь должен был освободить кавалера Ордена Мужества боевого командира Муслима Даххаева также еще и по амнистии, которую подписал в 2015 году Президент РФ. Согласно указу, под амнистию подпадают «впервые осужденные к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений уголовно-исполнительной системы, участвовавшие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона».
А что же делает следствие и прокуратура в случае с Муслимом Даххаевым? Следствие в лице следователя Избербашского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ Амрчупанова А. А. и прокуратура в лице прокуроров Порсукова Э. Э. и Ашурбекова Н. А. обращаются в суд Советского района Махачкалы и требует… заключения под стражу Муслима Даххаева с 13 ноября 2020 года (то есть, со дня его освобождения из колонии-поселения). А вызвано требование тем, что, оказывается: «Даххаев обвиняется в совершении преступлений, за которые предусматривается длительное лишение свободы сроком до четырех лет» и «Даххаев может продолжить совершать преступления». Ни про прошедшие сроки давности, ни про подписанную Президентом амнистию нет ни слова. Забыли, наверное.
О том, что уголовное дело может быть откровенно слеплено, говорит и тот факт, что и следователи, и суд, и те, кто стоит за правовым беспределом в отношении генерала Даххаева, вдруг «забыли» о том, что осужденные, которых Даххаев, по версии следствия, якобы отправлял на работы в дом своей матери, отрицают это и заявляют, что ни в каких «работах для Даххаева» не участвовали. Адвокат Бакри Бакриев сообщил о вопиющих фактах «изготовления на заказ» уголовных дел против Муслима Даххаева. В частности, он сообщил о том, что «бывший осужденный Айвар Ризаев, которого, как утверждает следствие, Даххаев якобы отправлял на работы в доме своей матери Даххаевой А. М., дал показания, в которых заявил о том, что ни в каких работах в домах Даххаева или его матери он никогда не принимал участия. И ничего не знает об этом. Я располагаю, - сообщил адвокат Бакриев, - официальными показаниями Ризаева, склонен им верить и не понимаю на каком юридическом основании вообще появилось это заказное уголовное дело в отношении боевого генерала».
И еще факт, удивляющий юристов, но «почему-то» не вызвавший никакой реакции у Генпрокуратуры, обязанной следить за соблюдение законности: суд Советского района Махачкалы судья Адзиев М. М. учел то, что Даххаев «является участником боевых действий, имеет награды, в том числе государственные, имеет ранения, полученные в ходе боевых действий» и принял решение… «избрать в отношении Даххаева меру пресечения в виде заключения под стражу». Основной аргумент судьи Адзиева был удивителен: «тяжесть предъявленного обвинения (судья, похоже, запамятовал, что статья-то средней тяжести – от нуля до четырех лет. — Авт.) и возможность наказания в виде лишения свободы на длительный срок… являются достаточными свидетельствами…». И отправился боевой генерал, герой войны, спасший десятки жизней от страшной смерти от рук террористов, из колонии-поселения прямиком в СИЗО Махачкалы.
Кто же курирует дело национального героя Дагестана, генерала Муслима Даххаева?
Сам генерал Даххаев открыто заявляет о том, что за его «делом» стоят высокопоставленные чиновники.
Так, на заседании Верховного суда Дагестана по обжалованию заключения под стражу обвиняемый в превышении должностных полномочий Муслим Даххаев упомянул заместителя генерального прокурора России по ЮФО Андрея Кикотя.
«Судьи подчиняются только конституции России и Федеральным законам — больше никому. Нельзя принимать решения по указанию кого-либо. А по моему уголовному делу, ваша честь, судья (Адзиев) испугался угроз одного из руководителей Генеральной прокуратуры по фамилии Кикоть. Я не скрываю этого. Я получаю достаточно много информации от тех людей, от кого я должен её получать. Он имеет определённое давление на суд, на прокуратуру, на следственный комитет. Одному человеку дано право грозить следователю, прокурору, чтобы они принимали решения вопреки закону? Дагестанцы, которые занимают ответственные должности, настолько трусливы, готовы потерять честь, отклонившись от законного решения, чтобы не потерять работу?! Если я виновен, ваша честь, я готов, согласно закону, понести любое наказание, но такое давление, оказывает сегодня человек из Генпрокуратуры на наших сотрудников, а эти сотрудники ведутся, как мелочь! Мне просто стыдно на это смотреть… Неужели я хотя бы домашнего ареста не заслуживаю!?» — заявил Муслим Даххаев на заседании.
Интерес высокопоставленных чиновников и околочиновничьих «решал», судя по сложившейся ситуации, заключается в том, чтобы любыми путями оставить боевого генерала в тюремной камере и не дать ему возможность назвать имена, факты и привести доказательства их коррумпированности. Так, журналисты выяснили, что «Даххаев, будучи главой Управления ФСИН по Дагестану, а впоследствии и по Ростовской области, распутал сложную схему по поступлению наркоты в зону и вышел на 2-х высокопоставленных генералов...».
Также, по информации дагестанских источников, уголовные дела в отношении генерала Даххаева, вероятно, мог курировать теперь уже бывший начальник правового управления Генпрокуратуры РФ Артур Завалунов, которого журналисты считают «решалой» самых щекотливых вопросах, а коллеги величают «Завалуном Завалунычем». Этот еще недавно всемогущий персонаж не раз становился «героем» журналистских расследований. Так, коллеги из «Новой газеты» выяснили, что именно Завалунов имел отношение к громкому делу высокопоставленных сотрудников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД во главе с генералом Денисом Сугробовым, обвиняемых в создании организованного преступного сообщества (ОПС), целью которого было улучшение показателей раскрываемости преступлений с помощью привлечения к ответственности невиновных чиновников. В настоящее время Артур Завалунов уволен с должности начальника правового управления Генеральной прокуратуры РФ.
А теперь, пожалуй, самое интересное. Предположение о том, что очередное уголовное дело в отношении кавалера ордена Мужества генерала Даххаева сшито под заказ и не имеет под собой никаких доказательств, подтверждается и тем, что на прошлой неделе целому ряду федеральных изданий, интернет-сайтов и телеграм-каналов начали поступать предложения о публикации негативных материалов о Муслиме Даххаеве. Суть заказухи заключалась в том, что генерал Даххаев якобы «низко пал» и «скатился от героя войны до чиновника-коррупционера». Причем в предлагаемых к публикации «статьях» вся так называемая фактура либо полностью сфальсифицирована, либо содержит откровенную ложь с первого до последнего слова.
В данной истории важен сам факт попытки влияния на общественное мнение и суд с помощью заказных статей с откровенной ложью и передергиванием фактов. Из этого можно сделать вывод о том, что следствие не располагает достаточными и реальными доказательствами «преступной деятельности» Даххаева, а вероятные решалы и заказчики с помощью публикаций фальшивок пытаются хоть как-то повлиять на ситуацию.
Провокация пока не удается.
Очень хочется верить в то, что закон восторжествует и Муслим Даххаев будет полностью реабилитирован.