Уголовное дело против «Воскресения» стало следствием пьянки в Сочи с участием «Веселых ребят» и «Аракса»
В Хованском крематории тихо и скромно проводили в последний путь бывшего вокалиста и гитариста легендарной рок-группы «Воскресение» Андрея Сапунова. По горькой иронии судьбы он скончался в воскресенье, 13 декабря. Как сообщили СМИ, рано утром Андрею Борисовичу стало плохо - резко упало давление, возникли сильные боли в сердце. Близкие сразу вызвали скорую. Но довезти до больницы его не успели. По заключению врачей, причиной смерти 64-летнего музыканта стал инфаркт.
- Я делал концерты «Воскресению» еще в 1979 - 1980 годах, когда они только начинали, - поделился воспоминаниями с «Экспресс газетой» продюсер Алексей Мускатин. - Помимо Сапунова и автора всех песен Леши Романова, в состав группы тогда входили Женька Маргулис и Сережка Кавагоэ, ушедшие из «Машины времени». Правда, подружиться с ними, как с другими группами, у меня не получилось.
Я больше общался с «Машиной», «Високосным летом» и «Араксом». Там ребята были более веселые и компанейские. А «воскресенцы» казались какими-то отмороженными. Держались обособленно от всех. Если честно, я тогда считал их недогруппой - осколками «Машины» и «високосников». Хотя «Кто виноват?» и другие их песни любил. И у публики они пользовались успехом.
В 1979 году я привозил из Питера еще мало кому известный в Москве «Аквариум» и, чтобы собрать зал, организовал им в Областном театре юного зрителя в Царицыне совместный концерт с «Воскресением». Нас всех тогда чудом не арестовали. Так получилось, что мимо проходил начальник местной милиции в гражданке. Увидел у детского театра толпу неформальной молодежи и стал спрашивать, что здесь происходит. Ему объяснили, что выступает модная группа «Воскресение», и предложили купить билет за 15 рублей. А официально наше мероприятие оформлялось как комсомольский вечер. И билеты, естественно, продавались незаконно.
Милицейский начальник охренел и вызвал туда наряд. Но когда они приехали, концерт уже закончился. Меня остановили на выходе из гримерок. На вопрос, где здесь организатор мероприятия, я отправил их на другой конец сцены. И пока они пробирались туда через кулисы, все успели разбежаться.
А в 1980 году, перед Олимпиадой, у нас возникли серьезные проблемы. Всему виной был концерт «Машины времени», который я заряжал в клубе «Красный балтиец». Вместо этого концерта «машинисты» уехали на фестиваль «Весенние ритмы» в Тбилиси. А «високосники» во главе с Крисом Кельми, которых я пытался поставить на замену, начали выкручивать мне руки. Концерт три раза переносился, но так и не состоялся.
В «Комсомолке» по этому поводу вышла статья «У кассира в подворотне». Писали, что организаторы подпольных концертов, мол, совсем охамели. А через три дня меня и еще одного организатора - Вальку Сибирцева - забрали на Петровку. Наших фамилий в статье не называли. Но всех сдал наш коллега Игорь Бершадский, которого взяли в Горном институте при получении денег за «Аракс». И вдобавок к концерту в «Красном балтийце» на нас повесили еще концерт «Аракса».
Всплывало в нашем деле и «Воскресение», которое выступало у Бершадского через меня. Нам инкриминировали кучу статей - «Частное предпринимательство», «Мошенничество», «Подкуп должностных лиц». Но из-за Олимпиады этому делу не стали давать ход. Меня отправили в армию. Остальных отпустили по домам и предупредили, чтобы больше такими делами не занимались.
Тех, кто не послушался и снова взялся за старое, привлекли к ответственности уже позднее - в 1982 году. Попало тогда под раздачу и «Воскресение». Отдуваться за всех пришлось Лешке Романову. А Сапунову удалось соскочить. На фоне Романова он был каким-то неприметным. Это как Deep Purple у всех ассоциировался с Яном Гилланом, а Роджер Гловер, который внес в группу не меньший вклад, всегда оставался на вторых ролях.
Рок-обезьянник
- С Андрюшкой Сапуновым мы много лет шли вместе по жизни, - признался нашей газете клавишник и аранжировщик Андрей Миансаров, сын исполнительницы «Черного кота» и «Пусть всегда будет солнце» Тамары Миансаровой. - Наше знакомство произошло в 1981 году в Сочах. Я работал у Юры Маликова в «Самоцветах» и приехал туда в отпуск. А там как раз находились на гастролях «Веселые ребята» и «Аракс». И «Воскресение» в полном составе присутствовало. Образовался большой шалман. Пошла пьянка-гулянка. А закончилось все скандалом. «Веселых ребят» поймали на какой-то аморалке.
Под это дело ввели кучу запретов. Заставили все команды петь «День без выстрела на земле» Давида Тухманова. «Аракс» вообще распустили. А на «Воскресение» завели уголовное дело. Леша Романов оказался под следствием. И оставшегося не у дел Сапунова Юра Маликов взял в «Самоцветы». В то же время туда пришел клавишник Сашка Слизунов, который в конце 70-х работал с Андрюшкой в группе Стаса Намина. И с 1982 года мы играли все вместе в «Самоцветах».
Несмотря на то, что рок-музыканты не слишком жаловали эстраду, работа у Маликова Сапуна нисколько не смущала. В 80-х «Самоцветы» исполняли достаточно жесткую музыку. Ничего от совковой эстрады у нас не было. Наоборот, были такие практически рок-композиции, как «Стоп, мистер Рейган». У нас работал прекрасный рок-вокалист Сергей Беликов, пришедший из «Аракса». Команда была очень продуктивная. И Сапун нашел в ней свое место. Он исполнял знаменитую песню «Али-Баба» старшего Володи Преснякова. А в программе «Игра в волшебный тир» даже пел на английском языке «I Just Called To Say I Love You» Стиви Уандера.
К сожалению, по деньгам в «Самоцветах» была просто труба. Нам платили 16 рублей с концерта. Концертов было от силы 20 - 25 в месяц. У меня еще вычитали 35 процентов на алименты. Более-менее зарабатывать я стал, когда ушел к Алику Пульверу в ансамбль «Экспресс», который аккомпанировал на гастролях певцам из соцлагеря.
Сапун со Слизуном в конце 1986 года тоже ушли из «Самоцветов» и создали свою группу «Лотос». Одно время везде звучала их песенка «Плывет вперед пароход на Евпаторию». А в начале 90-х, пока не возродилось старое «Воскресение», мы с Сапуном и барабанщиком Лешей Коробковым много проработали вместе в группе «СВ» и других составах.
Может, кому-то Андрюха и казался закрытым человеком. А мне он стал очень близким другом. Мы оба родились в 1956 году - в год Обезьяны. И у нас был такой обезьянник. Потом еще одним близким нам человеком стал младший Володя Пресняков - тоже Обезьяна, только на 12 лет моложе. Совместной работой наше общение не ограничивалось. Мы дружили семьями. В 1984 году Сапун был свидетелем на моей свадьбе.
А когда в 1989 году мы с женой и сыном решили покреститься, его жена Нина стала нашей крестной матушкой. С Нинулькой они прожили около 30 лет. Но потом у них что-то не заладилось. И лет десять назад его женой стала Жанна - сестра супруги Леши Романова Ларисы Хитаны (бывшей участницы танцевального трио Бориса Моисеева «Экспрессия». - М. Ф.). Детей у Андрюхи не было. Он так и не разродился. Два года назад умер его брат Володька, который из профсоюзного босса «Лужников» вырос до директора «Воскресения» и «Машины времени».
Вот теперь и Сапуна не стало. Его смерть для меня - большая утрата. Хотя в последние годы мы с ним не общались. Нас как-то жизнь развела. Каждый стал заниматься своими делами. Насколько я знаю, у Андрюшки были какие-то проблемы с сердцем. В прошлом году ему вроде бы делали стентирование сосудов. Но, видимо, операция не помогла…
Политические разногласия
Четыре года назад разошлись пути Сапунова и с лидером «Воскресения» Алексеем Романовым. Это произошло после того, как Андрей Борисович отказался ехать с группой на гастроли в Крым. Как объяснял тогда сотрудничавший с «Воскресением» продюсер Владимир Ферапонтов, причиной того стали политические разногласия Романова с Сапуновым (подробности). Сами они категорически это отрицали. По словам Ферапонтова, даже вынудили его извиниться перед ними за свои объяснения. Тем не менее до самой смерти Сапунова контактов друг с другом больше не поддерживали.