«Деточка, новенькое что-нибудь есть?»: как Юрий Никулин собирал анекдоты
Человек, без которого отечественная актерская и юмористическая сцена попросту не может быть полноценной. Советский Чаплин, Гипсик или известный в более узких кругах как Коса, называть его можно как угодно, но он был настоящим юмористом в лучшем смысле этого слова. Протащить оптимизм через две войны, стать ходячим анекдотом не для одного поколения и заложить фундамент для молодых артистов — в этом был весь Юрий Владимирович Никулин.
Собиратель анекдотов
Родился будущий актер цирка и кино 18 декабря 1921 года в городе Демидове (Смоленская область). Изначально было понятно, что «избежать» искусства у маленького Юры не получится — отец и мать были артистами местного драматического театра, что не могло не сказаться на становлении ребенка. Только вот с детства младший Никулин начал проявлять интерес к иной форме самовыражения — он стал собирать анекдоты, которые впоследствии стали неотъемлемым атрибутом его жизни.
Для Юрия Владимировича эти анекдоты были не просто хобби, а настоящей страстью. Многие его близкие утверждали, что хороший день у Никулина начинается со свежего анекдота.
«Он подходил, немного за пиджачок хватался мой и спрашивал: — Деточка, новенькое что-нибудь есть?» — вспоминал Александр Демьяненко, известный по роли Шурика в ряде комедий Гайдая.
В школе коллекционер юмористического фольклора учился достаточно хорошо, хулиганом не был, а после окончания учебы был призван в войска зенитной артиллерии. Трудно поверить, смотря все эти нелепые гэги и шутки про «бамбарбия кергуду», что улыбающийся на экране мужчина с почти что иствудским прищуром прошел две кровопролитные войны — Финскую и Великую Отечественную. На первую будущий актер пошел добровольцем.
Место, где шутки не уместны
Как позже оказалось — помогала тяга к юмору Никулину и на войне. В месте, где, кажется, что шутки неуместны совершенно, Юрий находил силы подбадривать этим себя и поднимать боевой дух товарищей.
«Юрий Владимирович был кладезью рассказов каких-то, историй, анекдотов» (Владимир Винокур, народный артист РСФСР)
После окончания войны старший сержант Коса (так называли Никулина боевые товарищи) отправился покорять театральные площадки столицы. И тут судьба повернулась так, что для начала пришлось стать циркачом, а не актером, — в ГИТИС и ВГИК Юрий поступить не смог, а потому выбрал студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Впоследствии один из участников труппы Михаил Шуйдин предложил Никулину выступать дуэтом, что через некоторое время стало пользоваться большим успехом у публики.
Игра
Но успеха на манеже Цветного артисту не хватало, Никулин чувствовал, что он больше, чем цирковой клоун. И первой такой ролью становится эпизодическое появление в роли пиротехника-неудачника в картине 1958 года «Девушка с гитарой». Однако репутацию звездного комика принес дебют в короткометражке Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс».
Гайдай, увидев пробы Никулина, был очень впечатлен фактурой артиста, а потому предложил тому роль без колебаний. Так и было заложено начало знаменитой троицы «Трус, Балбес и Бывалый», ставшей феноменом, почти синонимичным с культурой Советского Союза.
Основной отличительной чертой игры Юрия Владимировича было то, что образ своего Балбеса актер всегда немного гиперболизировал, делал чрезмерно комичным. Если это исполнял бы кто-то другой, то родилась бы глупость, как будто человек переигрывает. Но не в случае с Никулиным — ему это чертовски шло.
Как это обычно бывает, артисты часто становятся заложниками образа. Но опять же, это не про Юрия Владимировича — чередовались в его биографии как комедийные, так и драматические роли. И во всех жанрах он пользовался неимоверным успехом — «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники», «Ко мне, Мухтар!» и многие другие фильмы показали, насколько артистичным может быть Никулин.
«За 40 лет совместной жизни, я знаю только пару раз, когда он "взрывался". И у меня создалось такое глубокое убеждение, что он должен беречь свои эмоции. Понимаете?» (Татьяна Никулина, актриса, жена Юрия Никулина)
Ярко засветился Никулин даже в знаковой для мирового кинематографа картине Андрея Тарковского «Андрей Рублев», где изобразил сложнейший характер монаха Патрикея. Самое забавное, что после съемок картины Юрий Владимирович сразу бежал в цирк на репетиции. Трудолюбивый донельзя, да и не жаловался никогда.
Любовь и смерть
У Никулина было несколько школьных влюбленностей, а перед войной он начал встречаться с девушкой Ритой. Избранница дождалась солдата с фронта, но отказала ему на предложение руки и сердца. Как оказалось, полюбила другого.
Со своей единственной женой Татьяной Покровской Юрий познакомился в 1949-м на цирковом манеже. Танечка тогда занималась конным спортом и одолжила для номера Шуйдина и Никулина одну кобылу, которая впоследствии чуть не затоптала Юру прямо во время выступления. Ходившая после в госпиталь навещать циркача Татьяна запала Балбесу в душу. Так и началась любовь, которая позволила в 1956 году родиться Максиму — сыну Татьяны и Юрия. Вместе супруги прожили 47 лет. Стоит заметить, что впоследствии Максим Юрьевич стал генеральным директором Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.
«У него день рабочий начинался с 6 утра и с бесконечных звонков — в ЖЭК, в больницу, аптеку и еще куда-то. Тогда же трудно было со всем — с продуктами, лекарствами. Он всем старался помочь» (Завен Мартиросян, шпрехшталмейстер)
Тяжелый график работы и эмоциональные качели значительно подорвали здоровье артиста. К восьмидесятым актер практически не снимается в кино, а становится постоянным посетителем медучреждений. Начинаются проблемы с сосудами, в 70 актер получает диабет, на почве чего страдает сердце. Вот последнее Никулина и подвело. В 1997 году Юрия Владимировича кладут на операционный стол.
Кровеносный орган не выдержал операции и юморист скончался 21 августа, предварительно находясь в состоянии клинической смерти. Проститься с легендарным актером пришли тысячи людей, включая президента Бориса Ельцина.
Как-то Юрия Владимировича спросили о том, что дает ему юмор, все эти анекдоты и бесконечно оптимистичный взгляд на жизнь. На что актер ответил:
«Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека — хотя бы одного, то на Земле все будут счастливы».