Подпольные концерты «Машины времени» устраивал 15-летний пацан
Алексей Мускатин: со своим новым проектом |
Мулявин печатал билеты на ротопринте
- Что тут комментировать?! - поначалу, как обычно, принялся отнекиваться Алексей. - Сама по себе ситуация, которая произошла с «Револьверами», не нова. Любой начинающий артист сначала чуть не ползает на коленях, умоляя ему помочь. А проходит немного времени, и ты видишь, как человек меняется буквально на глазах. Очень мало кто из артистов может выдержать испытание «медными трубами». За 25 лет работы в шоу-бизнесе я не раз прошел через все это…
- Подожди! Как это «за 25 лет»?! - удивился я. - Тебе же в этом году будет только сороковник. 25 лет назад ты должен был еще в школе учиться… - Так оно и было, - подтвердил Мускатин. - Свой первый концерт я организовал 4 октября 1976 года. Мне тогда было 14 лет. 15 исполнилось только через месяц. Все началось летом, на даче. Мы играли в карты, в «очко». И я продул 33 рубля. Это были тогда бешеные деньги. Стипендия в машиностроительном техникуме, куда я только-только поступил, была 30 рублей. А кружка пива стоила 20 копеек. На 33 рубля можно было целый месяц, не вылезая, сидеть в пивнушке. Встал вопрос, как отдать долг.Перед началом концерта происходил бардак полный: те, кто распространял билеты, стояли на входе, отбирали их у входящих и тут же перепродавали их по второму разу. В какой-то момент у дверей никого не оказалось. И зрители начали отдавать билеты мне. Мгновенно нашлись и желающие их купить. Так я заработал еще около 70 рублей.
Музыканты «Аракса» мочились в бутылку
Наладив торговлю билетами, я начал задумываться и об организации концертов, но все упиралось в отсутствие связи с группами. В конце концов, я обратился к Мулявину и под предлогом, что хочу взять у «Машины» качественную запись, спросил, как с ними связаться. Мулявин дал мне телефон их директора и написал на бумажке «Мелик Пашаев». Я в 9 утра позвонил по этому телефону и спросил Мелика. «Здесь нет таких», - ответили мне. Позвонил еще, но на этот раз на всякий случай спросил Пашаева. «Здесь нет таких», - снова ответили мне. В третий раз я уже спросил Мелика Пашаева. «А-а-а, вам Ваню! - неожиданно оживились на том конце провода. - Перезвоните, он будет в 11 часов». Я совсем запутался.
Гребенщикова в Москве освистали
Тогда в Москве было всего 6-7 человек, кто серьезно занимался подпольными концертами. Сейчас из этих людей в шоу-бизнесе остался только я. Договориться о месте проведения концертов не составляло труда. Скажем, я приходил к директору какого-нибудь маленького ДК и говорил, что пионерская организации школы № такой-то хочет провести вечер. И за 100-200 рублей совершенно спокойно получал зал. Эти ДК находились на бюджете, и наши деньги были им весьма кстати. Аппаратура у всех групп была своя. А самим музыкантам тогда платили относительно мало. Например, «Машина времени», когда я начинал работать с ними, получала по 200-250 рублей за концерт. 300 – это была уже запредельная цена. Но поскольку в государственной филармонии тогда платили по пять пятьдесят за выход, их гонорары казались просто сказочными.
Легендарный Гребенщков (в центре) : в 79-м успеха не имел |
Конечно, запросы музыкантов потихонечку росли: сначала 500, потом 600. Первой, кто попросил 1000, была группа «Автограф». Правда, случилось это уже в 1980 году. Соответственно, мои прибыли начали падать. Случались и проколы: находились такие же умники, как и я, которые подделывали уже мои билеты. Потом на концерты проходило много знакомых, по блату. Помню, в 1979 году мы с Артемом Троицким привезли в Москву «Аквариум». Поскольку «Аквариум» в Москве никто не знал, его поставили на «разогреве», а в качестве ударной группы выступало «Воскресение». На этот концерт приехала вся московская рок-тусовка. В зале было 800 мест. И 500 из них заняли музыканты, которые билеты не покупали. А нужно было оплатить не только гонорар двум группам, но и проезд «Аквариума» из Питера и обратно. Естественно, у меня произошел «попадос» по деньгам. Самое обидное, что Гребня в итоге жутко освистали. Только когда вышло «Воскресение», публика успокоилась. Впрочем, Б.Г. еще легко отделался. Женьку Маргулиса, когда он играл в «Машине», ярые поклонники Макаревича однажды обстреляли из рогатки и пулькой из толстой алюминиевой проволоки попали ему в очки. Стекло разлетелось вдребезги, и лишь чудом он не остался без глаза.
Милиция, как правило, узнавала о концертах слишком поздно и приезжала, когда все уже заканчивалось. Несколько раз меня останавливали у входа и спрашивали: «Что здесь такое?» - «Да вроде какой-то комсомольский вечер», - отвечал я. И пока они искали ответственного, благополучно смывался. Но в 1980 году, перед Олимпиадой, нас всех начали основательно трясти. Помню, в начале года у меня был «забит» концерт «Машины времени» в ДК «Красный балтиец». В связи с тем, что «Машина» уехала на рок-фестиваль «Весенние ритмы» в Тбилиси, мы его перенесли. А после триумфа на фестивале их первыми из рок-групп приняли на работу в государственную структуру «Росконцерт». Там «Машине» сразу же дали целый маршрут гастролей по Дворцам спорта. Концерт в «Красном балтийце» в итоге так и не состоялся. Точно так же все остальные рок-группы в течение месяца осели в каких-то филармониях. Хоть они и получали там копейки, зато приобретали официальный статус. Насколько я понимаю, им сказали, что иначе их всех пересажают. И все наши подпольные концерты сразу же начали отменяться.Продолжение рассказа Алексея Мускатина читайте в следующих номерах «Экспресс газеты». Вы узнаете, как «раскрутился» «Ласковый май», почему запел Ефим Шифрин, кто кого обманул в нашумевшей истории с фирмой «Властилина», и много других интересных вещей.