Владимира Шахрина плющило от песен Кола Бельды

Кола Бельды. Кадр: Youtube.com

Исполнитель шлягера «А олени - лучше!» стал отцом уже на пенсии

Весь советский народ считал его чукчей, а он был нанайцем и воплощал в массовой культуре все малые народы Севера и Востока. Любовь публики к Кола Бельды, помноженная на успех фильма «Начальник Чукотки», сделала анекдоты о простодушных оленеводах, не понимающих прелестей городской жизни, очень популярными в Союзе. Да и выражение «наивный чукотский мальчик», скорее всего, появилось благодаря недалеким, но обаятельным персонажам колоритного артиста Бельды, распевающего про то, что «паровоз - хорошо, самолет - ничего, а олени - лучше!». Или о том, как «чукча в чуме ждет рассвета, а рассвет наступит летом, а зимой рассвета в тундре за полярным кругом нет».

Кола родился в 1929 году в дальневосточном селе Муха Нанайского района. Его имя в переводе с местного наречия означает «дождевой червь». Суеверные аборигены, в семьях которых нередко умирали младенцы, давали детям неприятные имена в надежде запутать злых духов.

Точной даты своего появления на свет первенец молодого охотника и рыбака Ивана Бельды не знал. Говорил лишь, что родился в ледоход. Вот в метрике и записали, что 2 мая. Однажды Иван, которому тогда было 20 лет, не вернулся с охоты. По нанайским обычаям вдова оставила маленького сына в семье покойного супруга, а сама уехала в другую деревню, чтобы там снова выйти замуж.

Воспитанием будущего певца, который стал заикаться после того, как случайно провалился в яму - ловушку для дикого зверя, занялись дед и дядя. А когда настала пора идти в школу, пацаненка отправили в соседнюю деревню в интернат. В 1943-м 14-летний Кола, прибавив себе пару лет, сбежал на фронт.

Большой певец малых народов с дочкой (1993 г.). Фото из личного архива

Служил юнгой на Тихоокеанском флоте, участвовал в войне с Японией, был награжден медалями и орденами.

Еще на флоте Коля, как называли его сослуживцы, начал петь в самодеятельности. А после войны получил приглашение в Ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота. Дембельнувшись, уехал с другом в Саратов, где женился на русской женщине Нине Павловне, которая была старше на 15 лет. Поступил в местную консерваторию.

В 1957 году так ярко выступал на московском Фестивале молодежи и студентов, что ему стала покровительствовать министр культуры Екатерина Фурцева и Сергей Михалков. Но настоящая, всесоюзная слава накрыла с головой в начале 70-х. Энергичная песня «Увезу тебя я в тундру», которая ему перешла от первых исполнителей - ансамбля Юрия Маликова «Самоцветы», стала визитной карточкой Кола Бельды.

К тому моменту нанаец жил в столице и был женат вторым браком. Супруга Лариса Семеновна также была старше - на пять лет. Они прожили 23 года, вплоть до 1989-го, когда 64-летняя Лариса умерла от рака.

Владимир Шахрин в редакции «Экспресс газеты». Фото Виктора Гусейнова/«Комсомольская правда»

Человек и пароход

Лидер группы «ЧайФ» Владимир Шахрин однажды опубликовал воспоминания, как в 80-е вместе с друзьями-панками случайно оказался на выступлении заслуженного артиста Якутской и Бурятской АССР:

- Один из нас увидел афишу, гласящую, что сегодня в филармонии состоится концерт Кола Бельды. Нам стало очень весело при мысли о том, что мы - в заклепках, ремнях, драных джинсах и чудовищных ботинках - припремся на этот эстрадный концерт. В зале было всего несколько человек, но выступавших это не смутило. На сцену выходят музыканты с инструментами, которые собираются играть живым звуком, - длинноволосые двухметровые мужики в шкурах и мехах, с фантастическим по тем временам светом, с какими-то этническими бревнами на цепях. И они начинают играть достаточно сложную этническую музыку на джазовой основе. Мы вдруг понимаем, что они мегакруты. Ближе ко второму-третьему номеру на сцене появился сам Кола Бельды и начал петь северные песни шаманского характера. От этого просто вдавливало в кресла. Мы получали колоссальное удовольствие, которое вскоре начали бурно выражать - свистеть, улюлюкать, хлопать. Мы попали поистине на роскошный концерт. Начали выкрикивать песни из его репертуара, которые знали, и он исполнял их. В промежутках между песнями он стал рассказывать анекдоты про чукчей. В самом конце мы, шесть панков-неформалов, стоя устроили Бельды овацию. Стояли дураки дураками, в этих ремнях, ботинках, заклепках и аплодировали артисту...

В 90-е, как многим другим мастерам сцены, Бельды пришлось не сладко. Жуткие времена вышедшему на пенсию музыканту скрасила третья женитьба. Он отвел в загс 29-летнюю нанайку Ольгу, свою однофамилицу (фамилия Бельды распространена у этого народа).

Ольга Бельды возглавляет в Хабаровске фонд памяти мужа, их наследница Елена работает экономистом, а на досуге поет. Фото из личного архива

- Я работала врачом в родном Комсомольске, поступила в медицинскую аспирантуру и трудилась над диссертацией, - вспоминала Ольга Бельды. - Когда двоюродный брат предложил познакомить меня с известным артистом, единственным представителем нашего народа, добившимся популярности, разумеется, я согласилась. К брату Михаилу я приехала в Санкт-Петербург, он по делам собрался на несколько дней в Москву и позвал меня с собой. Михаил был знаком с Кола, и договорился, что мы придем к нему в гости. Он жил в красивом доме с консьержкой. Когда я только подошла к его квартире, дверь распахнулась, и Кола воскликнул, раскинув руки: «О, нанайка!» Он был очень галантным и внимательным, очаровал меня с первой минуты. Если бы предложил выйти за него не на следующий день, а в этот же, я бы согласилась.

Расписались влюбленные в Хабаровске. Решили переехать ближе к земле предков, когда Ольга забеременела их Леной - единственным ребенком артиста. Первое время вынуждены были жить в номере гостиницы, а позднее администрация города выделила квартиру.

Колы Бельды умер от обширного инфаркта 21 декабря 1993 года, когда его наследнице было лишь два годика. Утром пошел за продуктами, а в магазине прихватило сердце. Вызвали скорую, но кардиологическая бригада опоздала. Новость о смерти певца затерялась в крошеных заметках на последних полосах центральных газет. Его похоронили на центральном кладбище Хабаровска, а имя Кола Бельды присвоили лайнеру Амурского пароходства.


Анекдот в тему

Поехал чукча в Москву, возвращается домой, и родственники давай его расспрашивать:

- Говорят, что в Москве все курят.
- Курят, однако.
- И ты курил?
- И я курил.
- «Астр» курил?
- Курил.
- И «Космос» курил?
- И «Космос» курил.
- Ну и как «Космос»?
- Вначале куpишь фильтр, а потом как «Астра», однако.