Отец Татьяны Снежиной помогал делать бизнес Дерипаске
21 августа 1995 года в автокатастрофе на Алтае вместе с женихом Сергеем Бугаевым в возрасте 23 лет погибла начинающая певица и автор песен из Новосибирска Татьяна Печенкина, выступавшая под псевдонимом Снежина. А два года спустя песни никому не известной провинциалки неожиданно зазвучали по всем каналам в исполнении эстрадных звезд первой величины во главе с Аллой Пугачевой и Иосифом Кобзоном.
- Песни Таня поначалу писала просто для себя, не собираясь выходить с ними на публику, - рассказывал тогда корреспонденту «Экспресс газеты» Миле Подъяблонской старший брат Снежиной Вадим Печенкин. - Она посылала свои стихи в редакции газет, и ей отвечали: «Девушка, читайте побольше классики!» Первые записи Таня сделала в годы учебы во 2-м мединституте в Москве совместно с ребятами, которые в свободное время собирались в подвале и музицировали. А за четыре месяца до гибели она познакомилась с директором новосибирского МКЦ Сергеем Бугаевым. Вся музыкальная культура области держалась на нем. «Калинов Мост», «Иван Кайф», певица Диана (под таким именем выступала в то время нынешняя солистка группы Reflex Ирина Нельсон. - М. Ф.) - всем им он когда-то помог.
Сергей начал записывать Тане альбом, собирался выпускать CD в Швеции и снимать два клипа. Но, когда они на его «Ниссане» поехали на Алтай, произошло роковое столкновение с МАЗом. У Сергея было 15 лет водительского стажа. Он был трезвый, дорога - прямая, видимость - хорошая. Объяснить, почему они погибли, не сможет, наверное, никто. Первым душевным порывом было похоронить Таню вместе с Сергеем. Но вмешалась его семья, которая хотела соблюсти традиции и предать его земле в родном сибирском городке Ордынске. О том, чтобы увезти туда тело Тани, не могло быть и речи. Ведь тогда на ее могилу не смогли бы приходить родственники и друзья. Сначала Таню похоронили на Заельцовском кладбище в Новосибирске. Потом наша семья улетала в Москву и подыскала ей место на Троекуровском.
После смерти Тани мы взяли справочник и разослали кассеты с ее записями во все продюсерские фирмы. В какой-то момент интерес к ним проявили одновременно Иосиф Кобзон и Игорь Крутой. В итоге песни разобрали за три-четыре месяца. Окончательный успех пришел после исполнения песни «Позови меня с собой» Пугачевой. Для нашей семьи это стало большим счастьем - нам важнее всего была не слава, а то, что эти песни поются.
Чужая слава
Но не успела публика всплакнуть над трагической историей Снежиной, как разразился громкий скандал. Объявилась ее коллега из Новосибирска Ирина Орешко, огорошив сенсационным заявлением: спетую Аллой Борисовной песню «Позови меня с собой» якобы написала она, а вовсе не покойная Татьяна.
- Снежину я лично не знала, а вот с ее продюсером Бугаевым, с которым она разбилась, была знакома более чем близко, - объясняла Орешко. - Он обратил на меня внимание на новосибирском конкурсе молодых исполнителей «Транзит». Шепнул на ушко: «Пойдем!» И привел в свою роскошную квартиру в центре Новосибирска. Сергей был женат. Правда, с семьей к тому времени давно не жил. Но был ли официально в разводе, поручиться не могу. Я прожила у него продолжительное время. И у меня нет сомнений, что через Бугаева моя песня попала к Снежиной. Судя по ее стихам, Татьяна была очень восприимчивым человеком: если появлялся какой-нибудь шлягер, она тут же делала его «переложение». Я даже не уверена, что Снежина сама присвоила авторство «Позови меня с собой». Возможно, она просто решила спеть мою песню. В этом нет ничего плохого. А когда Татьяна и Сергей погибли, родственники могли и не знать, что песня чужая.
Выдвинутая Ириной версия была не такой неправдоподобной, какой могла показаться на первый взгляд. Во всяком случае, в книге «Что стоит жизнь моя», выпущенной родственниками в 1996 году, под именем Снежиной были опубликованы явно не принадлежавшие ее перу тексты песен модной во времена ее детства группы «Мираж».
- Стихи для этой книги мы собирали второпях, чтобы выпустить как можно скорее, - оправдывался в интервью брат Татьяны. - Мы опубликовали все, что нашли в ее тетрадях, черновиках, на страницах институтских конспектов. Поэтому в книгу случайно попали несколько чужих текстов, написанных ее рукой. Когда мы это заметили, было уже поздно что-то менять. И в продажу книга поступила с вкладышем, сообщающим об этой ошибке.
Никому из авторов, чьи песни были приписаны Снежиной, добиться компенсации за нарушение их прав не удалось. Певице Светлане Разиной, обнаружившей в книге Татьяны два своих текста, написанных в конце 80-х годов для клавишника «Миража» Ромы Жукова, не помогло даже обращение в суд.
- Я со своей стороны предоставила суду фонограммы песен и справку из Российского авторского общества, что эти тексты были зарегистрированы мной еще в тысяча девятьсот восемьдесят лохматом году, - свидетельствовала Разина. - «А вот у нас есть рукопись Снежиной!» - заявили в ответ издатели, выпустившие ее книгу. И предъявили ничем не заверенную ксерокопию бумажки, на которой аккуратным почерком были переписаны мои стихи. «Это не рукопись, а урок чистописания! - возмутилась я и достала из сумки листок бумаги с набросками своих новых стихов. - Вот как выглядит настоящая рукопись! Здесь так все перечеркано, что вы вряд ли сможете что-то разобрать. А на обратной стороне вообще записан текст песни Энрике Иглесиаса на английском языке. Что же, по-вашему, если я переписала его своей рукой, получается, что я теперь его автор?!». Но судья не захотела слушать никакие доводы и отказала в удовлетворении моего иска.
Для никому не известной Орешко борьба за авторство завершилась плачевно. В ее адрес начали поступать предупреждения, что лучше отказаться от претензий. А потом, по словам Ирины, на нее напали двое мужчин и пытались убить. Защищаясь, она нанесла одному из них смертельную рану и попала за решетку.
- Следствие пыталось представить все так, будто я ворвалась в квартиру с ножом в руках и напала на потерпевшего, - жаловалась Ирина. - В уголовном деле о нем не было практически никаких сведений. Просто Василенко А. Ю. 1969 года рождения. По месту прописки он не проживал. Чем занимался - непонятно. Причем, если бы этот Василенко убил меня, он бы за это не просидел даже дня, так как, согласно прилагавшейся к делу справке, якобы состоял на учете в ПНД. Но я видела его. Какой там ПНД?! Это был накачанный парняга под два метра ростом, с солдатской выправкой и титьками, как у Шварценеггера. По всем признакам, мой случай попадал под статью 37 УК «Убийство, совершенное при необходимой обороне». А судья Светлана Андреева припаяла мне 105-ю - «Умышленное убийство». И дала восемь строгого режима. Ее приговор конкретно говорил: «Плевала я на ваш закон!»
Несколько телефонных звонков
Как выяснилось, Снежина была отнюдь не простой девочкой с улицы, какой ее пытались представить публике. Ее отец - Валерий Печенкин - много лет служил в контрразведке, в 1997 - 2000 же годах занимал пост замдиректора ФСБ России. А после выхода на пенсию стал одним из руководителей компании «Базовый элемент», принадлежащей Олегу Дерипаске.
«Британские газеты The Daily Mail и The Evening Standard раскрыли тайну личности ближайшего соратника Олега Дерипаски, в связях с которым обвиняют бывшего торгового комиссара ЕС Питера Мандельсона, - сообщал в 2008 году интернет-портал newsru.com. - По информации британских СМИ, правой рукой олигарха является бывший руководитель сети резидентуры КГБ, генерал-полковник ФСБ Валерий Печенкин. Как пишут газеты, через Печенкина Дерипаска тесно связан с Кремлем, так как генерал вхож в неформальный круг бывших высокопоставленных сотрудников госбезопасности. По свидетельству информированных источников, именно Валерий Печенкин три года назад при помощи нескольких телефонных звонков помог Мандельсону приехать в Россию без визы в гости к Дерипаске. Введенные после этого Мандельсоном изменения тарифов Евросоюза были на руку компании по производству алюминия, принадлежащей олигарху».
Неудивительно, что его дочь похоронена рядом с народными артистами, кинозвездами, космонавтами и известными политиками. На Троекуровском 45 лет абы кого не хоронят. Необходимо спецраспоряжение Департамента Москвы, которое стоит от 2 млн руб. И то, если удастся договориться.
Только факт
- Несмотря на то что Татьяна прожила в Новосибирске несколько лет в начале 90-х, в ее честь там назвали улицу.