- вспоминает их коллега Стас Садальский
«Стас Садальский без цензуры» - так будет называться авторский канал на YouTube, который популярному актеру и блогеру посоветовали создать его многочисленные поклонники. На минувшей неделе в двухуровневой квартире Станислава Юрьевича на Малой Ордынке прошли первые съемки.
Все по-взрослому. Оператор Первого канала Владимир Ильин настраивает свет, устанавливает камеру. Режиссер Олег Бараев, снимающий фильмы для ТВЦ и не только, что-то помечает в блокноте. А вот и хозяин квартиры - Станислав Cадальский, как и все мы, безумно соскучившийся по работе во время долгой самоизоляции, рвется в бой. Безукоризненный внешний вид - накануне на дом был приглашен стилист Сергей (стрижет топовых персон, в том числе Константина Эрнста), белоснежная рубашка, модный галстук.
- Ну что, в кадр? - нетерпеливо интересуется Стас. - Про кого запишем первые программы?
Понятно, что воспоминаний - масса. Планируется выпускать новые сюжеты по три раза в неделю. Актер расскажет, что осталось за кадром самых популярных фильмов, спектаклей с его участием. И конечно, о знаменитых коллегах. Решено начать с Олега Даля.
- Он был одной из самых противоречивых фигур на театральном небосклоне Москвы, - вспоминает Станислав Юрьевич. - Еще студентом ГИТИСа я посмотрел в «Современнике» спектакль «Вкус черешни», сам по себе достаточно средний, но Даль играл грандиозно.
А через четыре года и я был принят в этот театр. «Знаешь, Садальский, ты из себя ничего не представляешь, - сразу ошарашил Олег. - Слышал, что Чехов в своих рассказах иногда убирал начало и конец, чтобы оставалась самая суть? Вот если убрать из твоей фамилии «СА» и «СКИЙ», останется «ДАЛЬ». Поэтому я - суть, а ты так, погулять вышел». Шутил, наверное. Но когда артист такого уровня говорит подобное начинающему пацану, это сразу осаживает.
Зашел разговор о совместной работе Даля и Садальского в «Вечно живых».
- С этого спектакля «Современник» начался, - размышляет Стас. - Об этом мало говорят, но театр Олег Ефремов создал для своей первой супруги Лилии Толмачевой. А Даль, помню, всех коллег во время показа держал на вытянутой ноге, был непредсказуем. То в панамке выходил на сцену, то с очками. Наша реквизитор Лиза однажды сказала ему, что старинными очками, которые находились в «Современнике», наверное, с самого начала, с 1956 года, он манипулирует специально. Тогда Олег взял и на глазах у Лизы сломал очки. И грустно сказал: «Сейчас я это специально сделал, а тогда была импровизация».
«По сути, он покончил с собой»
- Я же почему много знаю про Олега Даля, - продолжает Садальский, - он ведь снимался у режиссера Владимира Мотыля, с которым я дружил. Тот рассказывал, к примеру, как держал Олега на режиме и никуда не отпускал. На съемки фильма «Женя, Женечка и Катюша» Даля привозили из милицейского участка на съемку. Он попал туда за провинность, а потом его опять вечером забирали в камеру. К слову, по версии журнала «Советский экран» эта картина в свое время была признана худшим фильмом о войне. А сейчас ее на каждое 9 мая показывают. Поэтому, знаете, когда говорят, кто лучше, кто хуже - это субстанция, определяемая временем. А оно показало - это шедевр.
Зашел разговор о чудовищно нелепой смерти Даля в 39 лет.
- По сути дела он покончил с собой, - сокрушается Садальский. - В ту пору пробовался на роль в картине «Яблоко на ладони» режиссера Николая Рашеева, который был, к слову, женат на внучке Бабеля. Любопытно, что первоначально роль писалась для Высоцкого. Но это был 1980 год, и Владимира, как известно, летом не стало. Вот и пригласили Олега. Мы к тому моменту с Леной Кореневой уже попробовались, Даль приехал позже. И вечером у себя в номере стал выпивать со старым другом. Чего делать ему категорически было нельзя - его тогда зашили противоалкогольной капсулой. Когда приехала скорая, он уже умирал. Медики обнаружили у него во рту сердечную таблетку, которую он принял, почувствовав себя плохо.
Главреж «Современника» Галина Волчек, которая, по словам Садальского, раньше обожала Даля и позволяла ему вытворять все что угодно, на похороны не пришла. Не простила, что за некоторое время до этого Олег уволился из театра. «Я его для себя давно похоронила!» - отрезала Галина Борисовна.