Мать юмориста Тонкова делала аборт от Владимира Маяковского
Первыми «коммерческих старух» в нашей стране сыграли актеры Вадим Тонков и Борис Владимиров. Их Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична появились на свет 1 января 1971 года: парочку впервые показали в телепрограмме Александра Ширвиндта «Терем-теремок». «Старушки» моментально завоевали народную любовь и даже стали героинями анекдотов.
«Старые русские бабки» были абсолютно разными в жизни. Владимиров - взрывной и темпераментный, Тонков же отличался невозмутимостью и спокойствием. Личная жизнь участников дуэта тоже сложилась по-разному.
- «Вероника Маврикиевна» был женат лишь раз, в отличие от коллеги по дуэту, который слыл весьма любвеобильным человеком, - писал биограф комиков Федор Раззаков. - Это случилось еще в первой половине 50-х, когда Тонков учился на 2-м курсе ГИТИСа. Его женой стала бывшая сокурсница по театральной студии Марта.
- Мы с Вадимом с детства жили в Москве в доме на Садовой, - вспоминала супруга артиста. - Но сначала я не знала, что особняк по адресу: Садовая, 4, когда-то принадлежал знаменитому русскому зодчему Федору Осиповичу Шехтелю - деду моего мужа.
«Представляешь, если бы он был жив и не было бы советской власти, мы бы с тобой могли там поселиться», - вздыхал Вадим. Познакомились мы, когда нам было лет по 15, и Вадя сразу начал за мной ухаживать. Но только когда нам исполнилось по 21 году, поженились.
Вскоре у молодых родилась дочь Марьяна. Мать Тонкова Вера Федоровна с пониманием отнеслась и к ранней женитьбе сына, и к появлению внучки. В возрасте 16 лет она и сама пережила бедовый роман со взрослым мужчиной - поэтом революции Владимиром Маяковским. Тот вызывал ярое отвращение у интеллигентных родителей девушки. Они сделали все, чтобы прекратить эту связь. Когда Вера забеременела, немедленно отправили ее за границу - делать аборт…
Ее внук Вадим Тонков впервые попал за бугор при гораздо более приятных обстоятельствах: сразу после института его отправили в длительную командировку в Германию, в Потсдамский драмтеатр, принадлежащий Западной группе войск. Компанию ему составили однокурсники Борис Киселев и Петр Щербаков (Бубликов из «Служебного романа»). В результате со Щербаковым Тонков сдружился на всю жизнь.
- После возвращения Вадим Сергеевич пошел работать в Театр им. Ленинского комсомола - рассказывала его супруга Марта Георгиевна. - Деньги там платили маленькие, а семью нужно было кормить. И вот как-то Борис Владимиров, которого мы знали еще с детской студии (он окончил режиссерский факультет), подвозил его на своей машине, и Вадим пожаловался на безденежье. Тот сказал: «Я тебя пристрою». Тогда он как раз организовывал свой театр, и ему нужен был комедийный актер, который мог бы моментально перевоплощаться. Так они начали работать вместе. Веронику Маврикиевну муж срисовал с собственной тетушки - она была такой же забавной и совершенно не от мира сего.
Владимиров же играл старушку аж с 1958 года. С монологом Виктора Ардова «Бабка на футболе» он выходил на сцену, доводя зрителей до слез образом ехидной, но очень колоритной пенсионерки в платке, черных массивных очках, с выпяченной нижней челюстью.
Владимиров предложил Тонкову сотрудничество не просто так. Однажды Вадим спас Бориса от тюрьмы!
Пока все дома
Они приятельствовали со студенческих лет. Однажды Владимиров увлекся однокурсницей Иржиной Мартинковой. И заподозрив чешку в измене, избил и так сильно прокусил ей нос, что бедняжке пришлось накладывать швы. За этот проступок юного «Отелло» едва не отчислили из вуза, а Тонков уломал Иржину не писать на друга заявление в милицию. Хотя все подруги девушки требовали упечь хулигана за решетку.
Грязная история ничуть не изменила характер Бориса. Он не пропускал ни одной юбки, особенно под этим делом. А поддавал он сильно и регулярно.
Статус суперзвезды лишь усилил эти пороки.
- Он всегда носил при себе особый чемоданчик-«самобранку», - делилась первая жена артиста актриса Элеонора Прохницкая. - Борис был гурманом и в чемоданчике держал соусы собственного изобретения, деликатесы и обязательно бутылку водки с рюмочками. И Михаил Державин, и Аркадий Арканов, и Александр Ширвиндт как-то пренебрежительно потом отзывались об этой странности Владимирова. А ведь сами из этого чемоданчика лакомились!
После развода с Владимировым Прохницкая вышла замуж за иллюзиониста Эмиля Кио, а Борис женился на сестре Михаила Державина Татьяне, с которой завел сына Михаила (сейчас Михаил Владимиров - актер Московского театра сатиры).
- В интервью и документальных фильмах Тонков показан белым и пушистым, а Владимиров - пропойцей и хулиганом. Все не так на самом деле! - возмущалась Прохницкая. - Да, Борис пил. Но особенно много в последний свой год жизни. Дело в том, что у Владимирова обнаружили рак почек. Он очень страдал, но никому не рассказывал о болезни. Не хотел, чтобы его жалели. Никакие лекарства ему не помогали. И он пытался заглушать боль водкой. Можно ли осуждать его за это?
Справедливости ради отметим, что из-за пристрастия к алкоголю «Авдотья Никитична» не раз срывал концерты, подставляя партнера. Из-за этого еще при жизни коллеги Тонков пытался создать новый дуэт с конферансье Гарри Гиневичем, но из этой затеи ничего не вышло - зрители не приняли новую пару.
А после смерти Владимирова (тот скончался в 1988 году в возрасте 56 лет) Тонков изредка выступал один в образе полюбившейся всем старушки. А еще писал мемуары и песни, которые исполнял на концертах. Например, он - автор музыки и стихов песни «Пока все дома», которая долгие годы звучала в заставке одноименной телепрограммы Тимура Кизякова в исполнении Сергея Таюшева и Татьяны Рузавиной. Помните: «Скажи друзьям, скажи знакомым: для вас открыт наш теплый дом. Прошу вас к нам, пока все дома, пока все дома, мы вас ждем»?
Еще с 70-х у артиста шалило сердце. Он перенес несколько инфарктов. Знаменитый кардиохирург Ринат Акчурин уговаривал сделать шунтирование. Но провести операцию не успел. Тонков умер дома, на глазах жены Марты. Проводив взрослую дочь, которая пришла к родителям в гости со своей семьей, супруги сели смотреть телевизор.
- Показывали передачу Олейникова и Стоянова «Городок», - вспоминала Марта Георгиевна. - Вадя всегда очень хорошо к ним относился и как к людям, и как к профессионалам. И тут тоже от души смеялся. А потом вдруг встал из-за стола и говорит: «Что-то мне нехорошо, я, наверное, прилягу». Присел на кровать и даже не успел лечь - просто откинулся на подушки, вздохнул, и все - его не стало.
Пятый инфаркт стал роковым. Своего партнера он пережил на 12 лет.
Шутки на двоих
- А я люблю устраивать себе разгрузочные дни!
- Что ж ты, Маврикиевна, разгружаешь? Грузовики, что ль?
***
- А сейчас модно носить умные глаза…
- Где ж их взять, Авдотья Никитична? Их же не нарисуешь!
***
- Слушай, Маврикьна, у тебя склероза нету?
- Склероза? Нету. Есть немножко-немножко маразма.
- Маразьма? Тебе идет.
*Организация запрещена на территории РФ