Чернокожая фанатка Началовой оказалась любовницей ее отца
Год назад всю страну потрясла внезапная смерть от заражения крови звезды 90-х — 38-летней певицы Юлии Началовой. Воспоминаниями о начале ее профессиональной карьеры с «Экспресс газетой» поделился продюсер из ее родного Воронежа Игорь Бухов.
— С папой Юли Витей Началовым я познакомился в 1985 году, — издалека начал Игорь Бухов. — Я в то время работал в Воронежской филармонии. А Витя там руководил вокально-инструментальным ансамблем «Карусель». Ездил с концертами по деревням и райцентрам. Потом я обзавелся связями и перебрался в Москву. В начале 1990 года приехал в Воронеж и возле филармонии встретил Началова. «Игорь, ты уже тусуешься в Москве, — обратился ко мне Витя. — Послушай мою дочку!»
Юлю я тогда ни разу не видел. Даже не знал о ее существовании и спросил: «А сколько ей лет?» — «Восемь», — ответил он. «Чувак, ты прикалываешься? — рассмеялся я. — Что я с ней делать буду?» Месяца через 3-4 мы встретились еще раз. «Ну послушай мою дочку!» — снова начал донимать меня Началов. «Вить, но ей восемь лет», — попытался отмазаться я. «Уже девять», — заулыбался он. «Ну хватит! — отрезал я. — Мне неинтересно с детьми работать».
К тому времени у меня уже завязалось тесное сотрудничество с коллективом Сергея Челобанова. У меня был кооператив в поселке Таловая под Воронежем. Я затарился модными гитарами и «Ямахами». Но местные музыканты меня не вставляли.
Однажды к нам на базу пришел какой-то невзрачный парень и начал очень классно играть на бас-гитаре. «Кто тебя так научил?» — удивился я. «У нас в Балашове под Саратовом на химии сидит один чувак, — рассказал он. — Приходит по вечерам в клуб и нас учит». Этим чуваком оказался Челобанов. Я поехал в Балашов и познакомился с его музыкантами. А когда Челобанова освободили, продал всю аппаратуру и на вырученные деньги повез их в Москву записываться у Аркадия Укупника на студии «Гала Рекордс». Денег хватило ненадолго. Но Укупник, поняв, что Челобанов делает крутую музыку, разрешил ему записываться бесплатно. И вскоре Сергеем заинтересовалась Пугачева.
Параллельно я некоторое время занимался нашей воронежской группой «Сектор газа». Услышал их песню «Носки» и почувствовал большой потенциал. Разыскал Юру Хоя, который тогда работал грузчиком на хладокомбинате. И предложил делать им концерты. «А сколько платить будешь?» — спросил он. «350 рублей», — ответил я. «На всех?» — уточнил Юра и был очень удивлен, что каждому. «Нормально! — воскликнул он. — Я тут столько за месяц зарабатываю».
На концертах «Сектор газа» отжигал по полной программе. Были еще советские времена. А тут со сцены звучал мат. Хой обращался в зал: «Чуваки, у кого есть похмелиться?» Ему выкатывали самогон. Он выпивал и говорил барабанщику: «Шура, херачь!»
После каждого концерта меня вызывали в райком и к ментам и устраивали разнос. Потом я привез Хоя на «Гала Рекордс». Ему там дали нормальных денег — полтинник «бакинских». И он отдал им права на все свои альбомы. Я бы и сам дальше работал с Юрой. Но с ним слишком сложно было что-то планировать.
Движуха — в кайф
— В 1991 году меня неожиданно позвал в гости Витя Началов, — продолжает Бухов. — Про дочку он уже не заикался. «Чувак, мне дали от филармонии квартиру, — сказал он. — Пошли ее обмоем!» Мы приехали к ним в Северный район. Выпили деревенского самогончика. А потом Витя все-таки уговорил меня послушать Юлю. Включил «Рыжика» и «Старую сказку». От ее вокала я просто обалдел. «Витя, что же ты раньше мне дочку не ставил?» — наехал я. «Я же тебе два раза предлагал», — напомнил он. «Но ты же мне не сказал, что она так круто поет», — выкрутился я.
Витя высунулся в окно и крикнул гулявшей во дворе Юле: «Иди сюда и спой для дяди Игоря!» Когда она спела живьем, я обалдел еще больше. Я сразу врубился, что это гениальный самородок. Взял Юлины песни и поехал к Юре Чернавскому на студию «Рекорд». Заказал на них аранжировки. И мы с Юлей буквально за 40 минут на «Рекорде» эти песни записали. «У нас звезды так не поют, — потрясенно сказал звукорежиссер. — Вон Понаровская третий день не может песню записать». И даже попросил оставить ему записи Юли, чтобы показать Понаровской, как нужно петь.
В то время на Первом канале как раз появилась программа Юрия Николаева «Утренняя звезда». Одна моя знакомая привела меня к Кире Чен, которая была там музыкальным редактором. Я передал ей Юлины песни и сказал: «Я принес вам победительницу на "Утреннюю звезду"». — «Все так говорят», — усмехнулась Кира. Но я понимал, что равных Юле среди детишек не будет. И она действительно стала победительницей. Около нее нарисовались Понаровская и Сергей Крылов. Вите Началову эта движуха была в кайф. Он сразу почувствовал себя крутым.
Однажды ко мне приехали танцовщицы Богдана Титомира и приволокли с собой негритянку — дочь посла Конго. Началов на нее запал и ей засадил. Такое случалось не раз. Около меня было много красивых девушек. И Витя этим пользовался. А через некоторое время он повел Юлю в «Макдоналдс» и случайно встретился с этой негритянкой. Увидев его, она обрадовалась и бросилась навстречу. Как рассказывал мне Витя, он знаками показал ей: «Молчи! Ты меня не знаешь». И негритянка сделала вид, что подошла за автографом к его дочке. На самом деле Юлю тогда особо не узнавали. Но она приняла все за чистую монету, на чем-то расписалась негритянке и с гордостью всем рассказывала, что у нее взяли первый автограф.
Записывать Юле первый альбом я договорился на «Гала Рекордс». Там она уже познакомилась со всей тусой — с Ларисой Долиной, Леней Агутиным и Анжеликой Варум. В качестве сессионного музыканта ей помогал гитарист Саша Венгеров, который работал у Пугачевой. А потом Челобанов представил меня самой Алле. «Привези мне Юлю Началову! — попросила она. — Хочу с ней побеседовать». И я привез Юлю с папой на базу Аллы, располагавшуюся в спорткомплексе «Олимпийский».
Юле тогда было 10 лет. Но она чувствовала, что поет круче Пугачевой. И разговаривала с ней абсолютно на равных, без всякого заискивания и преклонения. Зашла речь о том, чтобы Юля спела у Пугачевой в «Рождественских встречах». «С Сергеем Васильевичем решите вопрос по песне! — сказала мне Алла и предупредила: — Только не надо с ним бухать!» Я пришел на студию к Челобанову. «Игорек, там сзади тебя шкафчик. Открой его и достань коньячок!» — попросил он. Не успел я взять в руки бутылку, как в дверь просунулась голова Аллы и на меня полился трехэтажный мат. «Идите отсюда! — кричала она. — Хватит спаивать человека!» Из-за этой глупой ситуации «Рождественские встречи» для Юли накрылись. Было очень обидно. Ладно бы я предложил выпить, а то сам Челобанов.
Девочка не виновата
— Первое время все расходы по продвижению Юли я оплачивал из своего кармана, — вспоминает Игорь. — Потом, когда моих финансовых возможностей стало не хватать, подтянул своего знакомого — бывшего менеджера группы «Наутилус Помпилиус» Костю Ханхалаева. Сейчас он очень известный галерист. Раскручивает художников. А тогда организовывал фестивали «Рок чистой воды». Возил по Волге на теплоходе Гарика Сукачева, «Чайфов» и других рокеров. Денег у него было очень много. И Костя начал вместе со мной помогать Юле. Только запись альбома стоила нам почти 50 тысяч долларов. Каждая песня на «Гала Рекордс» вставала как минимум в 4 тысячи. А их было записано 12.
Потом мы сделали Юле два клипа. Снимали их не на Betacam, а по-серьезному — на кинопленку. Клип «Девчонка и мальчишка» обошелся в 250 тысяч рублей. Его съемки проходили на море, в Геленджике. И много денег ушло на перелеты, гостиницы и рестораны. А клип «Учитель», где главную роль сыграла звезда мюзиклов Валера Боровинских, отсняли в Москве. И уложились в 120 тысяч. А сколько денег было заплачено за ротации клипов на телевидении, я даже не считал. Только на телеканал «2x2» я каждый месяц заносил по 20 тысяч. Самое удивительное, что работали мы с Юлей без контракта. Нас не интересовала прибыль от нее. Нам просто хотелось помочь талантливой девочке сделать качественный материал.
В 1993 году Юля должна была ехать в Америку, в Канзас-Сити. Там проходил большой фестиваль в честь нового президента США Билла Клинтона. В нем участвовали Пол Маккартни, Тина Тернер и другие мировые звезды. И американцы, приезжавшие к Косте Ханхалаеву на «Рок чистой воды», пригласили туда Юлю. Нужно было делать для нее «живую» команду — 10-12 человек. Это выливалось в сотку «зелени». По тем временам очень большие деньги. «Витя, давай заключим контракт на 10 лет!» — предложил Началову Костя. А Витю Понаровская научила ни с кем надолго не заключать контракты. «Нет, 10 лет — это слишком большой срок, — заявил он. — Максимум на год или два». — «Тогда мне просто нет смысла вкладываться», — сказал Ханхалаев. И отказался от дальнейшей работы с Юлей.
Я был очень зол на Витю и хотел забрать у него все сделанные нами фонограммы и клипы. Но Костя не стал его кошмарить и все ему оставил. «Девочка-то ни в чем не виновата, — объяснил он. — Она кайфовая. Пусть пользуется тем, что мы сделали!»
После этого папа стал сам продюсировать Юлю. К сожалению, сделать ее большой звездой Витя не сумел. Через некоторое время он написал ей песенку «Дюймовочка». Это пошел уже уровень воронежского разлива. И клипик был дешевенький, снятый на Betacam. «Ё-моё! — ужаснулся я. — Как ему не стыдно после "Гала Рекордс" выпускать такое!»
Более-менее нормально у него получился только «Герой не моего романа». Насколько мне известно, какие-то самарские бандиты тогда дали Началовым 120 тысяч «бакинских». Аранжировки Юле делал Игорь Павленко, раньше игравший на клавишах в коллективе Челобанова. А продвигать ее взялся бывший менеджер Лени Агутина Олег Некрасов. Он выкупил Началовых у этих бандитов. Но расстался с ними не очень хорошо и с тех пор даже слышать про них не хочет.
Мне безумно жаль, что жизнь Юли закончилась так трагически. Между прочим, умерла она в мой день рождения — 16 марта. Музыканты говорят: «Она тебе что-то сказать хотела или подать какой-то знак».
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов