Третьего января 2008 года не стало народного артиста России Александра Абдулова. Его место в театре и в кино осталось вакантным. Больше нет такого красивого и романтичного героя. В жизни Александра Абдулова было много любовных историй, скандалов и рока. Друзья и коллеги Абдулова рассказывают «ЭГ», «каким парнем» был Александр Гаврилович.
Первое слово — бывшей жене, партнеру и самой большой любви, ради которой Абдулов совершал подвиги.
— Никогда не могла предположить, что мы с Сашей расстанемся. Я готовила себя к одной жизни, и родители меня так воспитывали, а в результате моя жизнь получилась совсем иной. Более того, во многом личная жизнь вышла совсем не такой, какой я хотела. Увы, я не могла быть примером для своей дочери, потому что рассталась с ее родным отцом, и с Сашей, который был для Ксении настоящим отцом. Повторяю, что в нашу с Сашей любовь вмешалась черная магия, и все разрушила. Не верила, что бывает черная магия, но именно она разлучила нас с Сашей, — призналась «ЭГ» Ирина Алферова.
Последний раз Ирина Алферова и Александр Абдулова снялись вместе в фильме «Капкан», где сыграли мужа и жена. Актриса Алла Будницкая в «Капкане» была матерью героини Алферовой.
— Александр Абдулов был профессионалом с большой буквы. В одном из последних фильмов с участием Саши — «Капкан» — я играла тещу героя Абдулова. С Сашей мы так подружились, и какой он был чудесный человек! Если бы я мечтала о сыне, то о таком, как Саша Абдулов! Он был замечательным сыном для своей родной мамы — Людмилы Александровны! Я даже пришла к выводу, что все гениальные актеры — хорошие сыновья, иначе быть не может, — рассказала «ЭГ» Алла Будницкая.
В фильме Сергея Соловьева «Анна Каренина» Александр Абдулов сыграл свою последнюю большую роль в кино — Стиву Облонского. Он играл беспутного брата Анны, будучи тяжело больным. Сергей Соловьев вспоминает о своем друге Абдулове:
— Первый раз Саша снимался у меня в фильме «Черная роза — эмблема печали». До этого мы познакомились с ним в ресторане Дома кино, где он водрузил мне на голову коробку от торта, чем возмутил сидящего рядом со мной моего студента Александра Кайдановского. В первый съемочный день «Черной розы» я сказал: «Саша, ложись на пол и верещи: "Аа- аа- ау-а-аа"». Признаюсь, я не ожидал, что моя режиссерская просьба обидит Сашу буквально до слез. Он был так взволнован, растерян, что сказал мне: «Что вы же вы мне такое предлагаете? С чего ради я , дипломированный артист, должен валяться на полу, да еще ноги задирать? Между прочим, я сейчас в "Гамлете" репетирую, а вы меня за идиота принимаете?» В результате он все-таки лег на пол и задрал свои длинные ноги. Саша очень подружился с моей маленькой дочерью Аней, которая играла свою первую в жизни роль — Ангела. Аня часто вспоминает слова Саши Абдулова: «Аня, Аня, ничего не бойся. Вот они — все они, прямо сейчас — удивятся, как мы с тобой все хорошо сделаем». Саша ничего в жизни не боялся. Он был настоящим рыцарем Ланцелотом.
В фильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» Абдулов тоже сыграл рыцаря (в дальнейшем перевоплощении) — Коровьева. Несколько слов режиссера Бортко об Абдулове:
— Коровьев — самая лучшая для артиста роль в романе (ярче и точнее других выписана). Говорят, что перед съемками фильма и во время съемок Абдулову снились нехорошие сны, но я об этом не знаю — на площадке он играл блестяще свою роль.
Любопытно, что друг Абдулова — Сергей Никоненко — тоже снимался в экранизации «Мастера и Маргариты», только режиссера Юрия Кары, и в роли Степана Лиходеева. Сергей Петрович часто говорил Александру Гавриловичу, что тот жил неправильно:
— С Сашей мы жили по соседству, и в Москве, и за городом. Настолько мне хотелось быть поближе к нему, что я построил дом рядом с его домом на Валдае. Сколько я знал Абдулова, он все время осуществлял свои фантазии, и это получалось у него невероятно азартно, весело и талантливо. Абдулов жил неправильно. В противном случае он прожил бы дольше, но тогда было бы не так интересно. А у него была очень насыщенная, фееричная жизнь. Саша Абдулов мог одеться как денди лондонский, а мог и как бродяга, он любил, когда его не узнавали, любил шокировать, разыгрывать людей.
Впрочем, розыгрышами занимался не только Абдулов, но и его разыгрывали. Об этом рассказала «ЭГ» Ирина Муравьева:
— После фильма «Карнавал» коллеги по «Ленкому» разыгрывали Сашу: «Слушай, тебе тут Муравьева звонила, попросила перезвонить». Он начинал искать мой телефон (сам мне рассказывал об этом), а через некоторое время понимал, что его разыгрывают — просто по телевизору в это время шел фильм «Карнавал», и я пела: «Позвони мне, позвони, позвони мне ради Бога». Саша был доверчивым как ребенок. Да, он был большим и вечным ребенком.
Однокурсник Александра Абдулова, актер Юрий Конопляников, вспомнил забавный случай из студенческой жизни:
— Руководитель нашего курса Иосиф Моисеевич Раевский после 12-й попытки Абдулова сдать историю КПСС подошел к Сане, схватил его за руки и сказал: «Ты когда историю партии сдашь? Таких, как ты, на моем веку еще не было. Если не сдашь — выгоню!» На самом деле, Иосиф Моисеевич не только оставил Сашу Абдулова на нашем курсе, но сам попросил у принципиального педагога Василенко аттестовать его студента. И в 13-й раз Абдулов не сдал бы историю КПСС, если бы не распоряжение руководителя курса. Да, и откуда рыцарь Ланцелот (роль Абдулова в фильме «Убить дракона») мог что-то помнить из истории КПСС?
Помню, как Саша на вопрос экзаменационного билета «Ленский расстрел» ответил: «Понимаете? Стреляли. В живых рабочих стреляли. Кровь. Море крови». Тот самый Василий Василенко топал ногами и орал: «Вон от-сю-да!!! Идиотов каких-то набирают, и учи их истории партии!»
В театре «Ленком» все обожали Александра Абдулова. У него не было ни одного врага и ни одного конкурента. Актриса Инна Чурикова вспоминает о нем:
— Саша был замечательным другом, прекрасным партнером, удивительным человеком. Он восстановил храм рядом с театром, создал детскую антрепризу «Бременские музыканты» в те годы, когда не было ни фильмов для детей, ни спектаклей… После него у всех нас, актеров театра «Ленком», образовалась такая пустота, заполнить которую никто не может. Мы по нему скучаем. Очень скучаем.
Из звезд «Ленкома» первым ушел Евгений Леонов. За ним — Александр Абдулов, потом — Олег Янковский, следом — Николай Караченцов, а 28 сентября 2019 года не стало художественного руководителя театра Марка Захарова. В своем последнем спектакле «Капкан» Марк Захаров даже не сомневался в том, что все они в другой жизни будут вместе.