О, счастливчик!
- Победил председателя Гостелерадио с помощью Андропова
- Хитростью заставил раздеться Ольгу Кабо
- Получил от Церетели золотую медаль за голую натурщицу
Александру Стефановичу, создателю многих художественных фильмов, среди которых культовая «Душа» с молодой Софией Ротару (58 миллионов зрителей) и «Начни сначала» с юным Андреем Макаревичем** (46 миллионов), режиссеру документальных картин о Лени Рифеншталь, Иосифе Бродском, Юрии Любимове, Зурабе Церетели исполнилось 75 лет. Как быстро летит время… Вроде бы совсем недавно он, импозантный 33-летний режиссер «Мосфильма», снимал первые в нашей стране музыкальные клипы и придумывал невероятные трюки для раскрутки своей жены Аллы Пугачевой, а она с присущим ей талантом и артистизмом воплощала их и на сцене, и в жизни…
- Многие называют меня везунчиком или счастливчиком, - улыбается Александр Борисович. - Может, они и правы. Оглядываясь на прожитые годы, я вижу калейдоскоп событий и приключений, словно из авантюрного фильма: жизнь и съемки во множестве стран от полярного круга до Африки, кадры моих картин с легендарными актерами, друзей - самых лучших художников и поэтов. И, конечно же, прекрасные лица подруг - кинозвезд, телеведущих, певиц, балерин и супермоделей…
Я часто оказывался в нужное время в нужном месте. Конечно, и везение имело значение. Помню, в детстве родители подарили мне на день рождения лотерейный билет. И он оказался выигрышным: приз - велосипед! В советское время для ребенка велосипед - это как сегодня для взрослого «майбах»!
Роковая ночь в Останкино
- За свой первый, еще студенческий документальный фильм «Все мои сыновья» я получил главный приз Всесоюзного фестиваля телефильмов - аналог нынешнего «ТЭФИ», - вспоминает юбиляр. - Это открыло мне дорогу в большое кино. Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. Иногда нужно было находить выход из совершенно безвыходных ситуаций.
Мой дебют в игровом кино состоялся на «Мосфильме». Действие картины «Вид на жительство» происходит на Западе. Натурные сцены мы отсняли в ГДР, а интерьеры стали искать в Москве. С большим трудом нашли бар с западным дизайном в подвале только что построенного телецентра «Останкино». Но оказалось, что председатель Гостелерадио Сергей Лапин терпеть не может министра кинематографии СССР Филиппа Ермаша. Поэтому он категорически запретил киношникам съемки в Останкино.
Тогда обратились за помощью к автору сценария Сергею Михалкову, который вышел на всесильного председателя КГБ Юрия Андропова. Лапин тому отказать не мог.
Однако нам поставили жесткое условие: мы должны уложиться в полсмены - с часу ночи до пяти утра, когда нет эфиров.
Нагнали двести человек массовки, две рок-группы, иностранцев и табун девушек-моделей. По сценарию герой фильма в исполнении Альберта Филозова протискивается сквозь танцующую в ночном клубе толпу, подходит к пожилому эмигранту: «Здравствуйте!» - «Здравствуйте!» - «Для меня какая-то работа есть?» - «Нет». Вроде пустяк, но тут было очень важно погрузить зрителя в атмосферу западной жизни.
Я готовлюсь к съемке, а за мной по пятам ходит начальник охраны телецентра: «У вас осталось три часа! Два!! Один!!!» За полчаса до времени икс ко мне подходит бледная ассистентка и трясущимися губами сообщает, что партнер Филозова по эпизоду сегодня умер. И это только что обнаружилось!
«Катастрофа!» - подумал я. Ведь после того как Ермаш, Михалков и Андропов победили Лапина, а я провалил эту съемку, меня выкинут с киностудии. Все! Жизнь насмарку!!! А за спиной голос начальника охраны «Останкино»: «Уже 4.45. Чтобы через 15 минут никого здесь не было!»
И тут компьютер в моей черепной коробке заработал с бешеной скоростью. Приказываю выстроить всю массовку, нахожу там колоритного деда, командую: «Мотор!»
Филозов протискивается через весь зал, подходит к деду: «Здравствуйте!» Тот молчит. «У вас есть для меня работа?» Молчит. Я ору на деда, а тот испуганно: «Извините, я старый. Я еще за сборную России играл в 1916 году. У меня склероз!»
Начальник охраны «Останкино»: «Осталось 5 минут!» Я - деду: «Сейчас будет дубль! Вам зададут два вопроса. На оба отвечайте: «Раз, два, три». Запомнили?» - «Да!» Камера! Мотор! Филозов подходит к старику: «Здравствуйте!» Тот молчит. Тогда Филозов кааак пнет его ногой! «Раз, два три!» - опомнился старик. «У вас есть для меня работа?» - «Раз, два, три!» - отвечает старик. Начальник охраны: «Все, ваше время закончилось! Очистить помещение!» Я: «Стоп! Снято!!!» А ведь могла бы моя кинокарьера тогда и кончиться…
Полотенце на причинное место
Если вернуться к улыбкам судьбы, то другой выигрыш достался мне в начале 90-х. В то время проводилась закрытая лотерея для журналистов. И Лев Гущин, тогдашний главред «Огонька», предложил мне купить пару билетов. Я купил пять. И представьте себе, три из них выстрелили! По одному мне досталась приличная упаковка кассет для видеомагнитофона. По-другому - фотоаппарат. А вот по третьему я отхватил главный приз - огромный телевизор «Тошиба». Он просто не влезал в машину! Из 500 билетов, выделенных «Огоньку», больше никто ничего не выиграл. Мрачный Гущин заявил, что этот случай нарушает все правила теории вероятности, а я заметил, что, наверно, против ваших хитрых теорий где-то на небесах есть свой штопор!
А форс-мажоров было предостаточно. Иногда артисты ведрами пили из меня кровь. Вот очаровательная Ольга Кабо в сериале «Время жестоких» должна была сниматься в постельной сцене с Игорем Верником. В небольшую двухкомнатную квартиру набилось человек 40 киношников. И почему-то все мужики - в нашу комнату.
С Игорем проблем не было, разделся как солдатик. А Оля заартачилась. «Так ты же бегала от Кости Райкина в фильме «Комедия о Лисистрате» абсолютно голой!» - изумился я. «Это было давно! - отвечает Ольга. - А сейчас в Голливуде для съемок интимных сцен отливают эластичные латексные костюмы под цвет тела!» Я возмутился: «Где мы его возьмем? И потом, ты же сценарий читала! И контракт подписывала!» Но у женщин своя логика: «Да, подписывала, а теперь передумала!»
Хотелось ее убить, но пришлось пойти на все ее условия. Кабо требует: «Отсюда все должны выйти!» В комнате остаемся только мы с оператором. «Нет, ты тоже!» - настаивает звезда. Ну что ты будешь делать…
Ухожу, оператор утыкается в видоискатель. Оля раздевается, ложится. Интимные места артисты прикрыли небольшим полотенцем. (Под цвет тела, почти как в Голливуде!) Я кричу из-за двери: «Мотор! Дайте страсть! Игорь, поцелуй ее! Положи ей руку на бедро!» Артисты распаляются, сцена все жарче, про полотенце забыли… А в соседней комнате у большого монитора сидят все сотрудники съемочной группы, которым я показываю кулак, чтобы они не ржали, когда демонстрируются сверхкрупные планы. Вот в каких муках снимается кино!
«Ты кто такой?!»
- К юбилею президента академии художеств Церетели мне заказали двухсерийный фильм о нем, - вспоминает Александр Борисович. - И сразу начались сложности - Зураб Константинович отказался от интервью в кадре из-за своего акцента. Но именно на его монологе фильм и должен был строиться! Предлагаю вариант - мол, фильм про Пикассо снимали в тот момент, когда он писал свою очередную картину. Этот прием мэтру понравился. Но он предупредил: «Я человек занятой. В пять утра встаю, с шести до восьми рисую, потом у меня встречи в мэрии, открытие очередного памятника, визит в администрацию президента и так далее. Вы должны уложиться в два утренних часа». - «Нет проблем!» - отвечаю.
Приезжаем, живописец появляется у мольберта в назначенное время, ставит в вазу какие-то цветы, берется за кисть… И тут я говорю: «Извините, мне не нравится этот натюрморт». Церетели вскипает: «Ты кто такой?! Я народный художник, академик!» - «И все же позвольте кое-что предложить». По моему сигналу в комнату входит очаровательная девушка - моя юная подруга. Сбрасывает халатик, под которым ничего нет, и спрашивает: «Зураб Константинович, куда мне встать?» Когда Церетели обрел дар речи, первое, что он произнес: «Кто такой маленький холст поставил?! Несите большой! Я красавицу рисовать буду!» Забыт был и деловой обед, и мэрия, и все остальное.
На следующий день все повторилось. Только я попросил девушку задавать разные вопросы о жизни юбиляра. Ей он отвечал охотно, забыв про свой акцент и не замечая, что вокруг камеры, а сам он обвешан микрофонами.
И вот развязка! Церетели ставит свою подпись под законченной работой и соглашается показать модели ее портрет. Я тихонько говорю оператору: «Снимай ее лицо». Сияющая девушка обходит холст, поднимает глаза и… из глаз ее льются слезы. «Нравится?» - гордо спрашивает Зураб Константинович. «Даааа…» - отвечает девушка и выбегает из зала. Дело в том, что Церетели изобразил ее, скажем так, в стиле Пикассо. Художник так ее увидел - имеет право. А эту сцену и его интервью с Настей я вставил в свою картину. Боялся, что Мастеру фильм не понравится, но все закончилось хорошо. Российская Академия художеств наградила меня своей золотой медалью. Такой награды удостоены самые известные русские живописцы: Репин, Серов, Левитан… Для меня это - большая честь. Вот в таких трудах наших тяжких и летит моя жизнь. А вы говорите «счастливчик».
Круговорот «Запорожца» Путина
Судьба еще в молодости подсказала, что везение будущему президенту России будет сопутствовать по жизни. И это притом, что семья Владимира Путина жила очень скромно: в коммуналке на пятом этаже с протекающей крышей.
«Мама работала нянечкой в больнице, - рассказывал сам Путин. - В одном из районов города, на Васильевском острове. И в буфете вместо сдачи дали пару билетов или один билет… Стоил он 30 копеек».
И оказался выигрышным: приз - «Запорожец»! На семейном совете долго решали, оставить машину или продать ее и перебраться в отдельную квартиру.
«Мама с папой за столом сидели и думали, что с этим делать, - вспоминал президент. - И вдруг мама говорит: «Возьмем машину. Пусть сынок ездит на машине». Понимаете, что это значило для моих родителей? Я даже не знал, на что буду покупать бензин».
Путин проехал на этом «Запорожце» десятки тысяч километров, потом продал коллеге из КГБ. А когда стал президентом, ему вновь подарили это авто. В 2008 году во время G8 Путин катал на нем Джорджа Буша.
Звезды-везунчики
Елена Борщева, экс-«Камеди Вумен»
- У меня бабушка всегда покупала лотерейные билеты, и я помню, что мы всегда смотрели розыгрыши. И один раз билет все-таки выиграл. Небольшую сумму, но это все равно был праздник. Хватило на то, чтобы купить большую коробку конфет. Я и сама как-то выиграла, купив билет в скоростном поезде, когда ехала в Нижний Новгород. 250 рублей - пустячок, а приятно.
Елена Князева, актриса
- Я никогда не относилась серьезно к лотереям. Однако мой сосед очень заинтересовался вероятностью выигрыша и решил проверить. Каждый из нас купил по 15 билетов, и мы начали их вскрывать. На момент, когда мы открыли по семь штук, максимальный выигрыш на двоих составлял не больше 200 рублей. Честно говоря, испытала разочарование, ведь какая-то надежда внутри была. Но когда я открыла восьмой билет, не могла поверить своим глазам: выигрыш составлял 150 тысяч! До последнего думала, что это обман, но все оказалось честно. После этого я больше не пытала удачу, но тот раз запомнила навсегда.
Марина Орлова, актриса
- Я часто бываю в США, снялась в нескольких голливудских картинах. И знаете что? Для американцев, во всяком случае в Калифорнии, покупать лотерейные билеты - это настоящая традиция. Но там меня эта страсть как-то не завлекла. А недавно мой молодой человек подарил мне пачку лотерейных билетов. Много, около сорока штук. Выигрыш составил где-то в районе тысячи, которую мы решили опять потратить на билеты. И тут оказалось, что свой новогодний подарок я получила заранее. Выигранных денег хватило на поездку в Таиланд!
Выиграй миллиард!
На счастье и удачу имеет право каждый. Чем вы, собственно, хуже других?! Меньше чем через месяц, 1 января, в «Русском лото» состоится розыгрыш новогоднего тиража, где будет разыгран миллиард рублей. О своей счастливой судьбе вы узнаете прямо во время проведения прямого эфира. Торопитесь приобрести билеты, которые разлетаются как горячие пирожки.
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов