Призрак оперы номер два

Модного певца Витаса никто не слышал поющим живьем. Едва успев «засветиться» на телеэкране, певец с экзотическим именем Витас сразу же оказался в центре оживленных пересудов.

Модного певца Витаса никто не слышал поющим живьем.

Едва успев «засветиться» на телеэкране, певец с экзотическим именем Витас сразу же оказался в центре оживленных пересудов. Главный вопрос, который всех волновал: как мужчина может петь таким высоким - практически женским - голосом, какой звучит у него в композиции «Опера № 2». Увы, продюсер певца - экс-директор группы «На-на» Сергей Пудовкин - никому не позволял брать у него интервью и вообще вступать с ним в какое-либо общение. Туманные же высказывания самого г-на Пудовкина, будто бы необыкновенные способности Витаса объясняются неким особенным устройством горла, явно не выдерживали никакой критики и сильно смахивали на проповеди его бывшего шефа Бари Алибасова об успехах «на-найцев» в Америке. Ведь был же у нас певец Эрик Курмангалиев, снискавший скандальную известность подобным пением в спектакле Романа Виктюка «М. Баттерфляй». Но об особенном устройстве его горла речь как-то не заходила. Если уж чему и приписывали его способность к столь высокому вокалу, то, пардон, отсутствию некоторых мужских причиндалов или, в крайнем случае, регулярным занятиям сексом нетрадиционным способом...

- Такие объяснения не лишены оснований, - подтвердила доцент кафедры вокала Педагогического университета Елена Кирашвили. - При голосообразовании у человека используются два регистра – головной (высокий) и грудной (низкий). У детей хорошо выражен головной регистр, а грудной не разработан. Когда начинается подростковая мутация голоса, эти два регистра расходятся, и мальчики начинают говорить и петь басом. Чтобы сохранить у мальчиков фальцет, раньше применяли такую операцию, как кастрация. Эффект достигался за счет изменения гормонального фона. Поскольку прекращалась выработка мужских гормонов, то приостанавливалось и развитие мужественности. Но что фальцетом поют только кастраты или педики - это не совсем верно. Хотя для мужских голосов это и не свойственно, в принципе любой нормальный мужчина может так петь. Например, Пресняков-младший пел фальцетом и при этом, как известно, благополучно стал отцом. Правда, надо заметить, что у него, как и того же Курмангалиева, был поставленный голос, и в своем пении он плавно переходил с головного регистра на грудной. В соединении обеих регистров как раз и состоит постановка голоса. У Витаса же на низких и средних нотах получается не столько пение, сколько речитатив. Это характерно для людей, которые профессионально не занимаются вокалом. Как правило, они пользуются при пении только одним из регистров или разделяют их. С другой стороны, если Витас научился выводить рулады на высоких нотах, он по идее должен был бы хоть как-то уметь петь и в грудном регистре. Поэтому не исключено, что фальцетом за него вообще поет кто-то другой. Это и звучит как-то ненатурально, как вставной кусок…

Чтобы развеять сомнения, мы решили прибегнуть к помощи экспертов, однако найти достаточно авторитетных специалистов, которые взялись бы оценить способности Витаса, оказалось не так-то просто. Например, Александр Градский, в свое время тоже поразивший всех нестандартным вокалом и даже певший в Большом театре в опере «Золотой петушок», заявил, что не слушает такую музыку и не собирается слушать. А заведующий оперной труппой того же Большого театра г-н Черников, как выяснилось, и вовсе не знал, кто такой Витас.

- Это певец или композитор? - начал спрашивать он у нас. - И что за опера № 2? Кто ее автор? Как она называется?

Впрочем, и те, кто был знаком со злополучной «оперой», высказывались о вокальных данных ее исполнителя крайне неохотно.

- Зачем вы спрашиваете об этом? Вы хотите меня подставить? - забеспокоился Аркадий Укупник, к которому мы обратились как к владельцу студии и, стало быть, спецу по чудесам звукозаписывающей техники. - Я написал специально для Витаса песню. Она ему понравилась. Но его продюсер решил, что ему пока нужно петь только свои песни. И я сейчас жду, когда он переменит свое решение. Несомненно, Витас изначально задуман как проект, шокирующий публику, но не вокальными данными, а общей ситуацией, которая нагнетается вокруг него. Главную роль здесь играет поддержка СМИ. А вокальные данные Витаса я бы поставил на второе место. Нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что «Опера № 2» записана при помощи компьютерных ухищрений. Наоборот, там не использованы электронные средства очистки голоса, которые используются обычно для записи безголосых певцов или тех, кто поет фальшиво. Это я могу сказать точно.

- Природный дар это или чудеса техники? – Крис Кельми, лет десять назад сам «распевавший» под «фанеру» с голосом Вадима Усланова, ехидно усмехнулся. - Не знаю… Я привык верить, что если люди выходят на сцену и поют, то это реальность. А уж как там делается запись… Может быть, без чудес техники народ не нашел бы в Витасе ничего необычного. Нет-нет, у меня нет предположения, что он поет не сам. Это ваше предположение, а не мое.

- Поскольку я знаю Эрика Курмангалиева, у которого вокал просто от Бога, я вполне допускаю, что и Витас может так петь, - осторожно заметил Игорь Наджиев. - Но я не слышал его живьем и судить не берусь. Вообще, Витаса еще рано обсуждать. Пусть он сначала завоюет ту зрительскую аудиторию, которую уже завоевал я, когда меня называют русским Майклом Джексоном, поющим так же трепетно, как Хулио Иглесиас, и напоминающим своими выступлениями в Америке раннего Элвиса Пресли. Это, простите, Витасу еще сниться должно. Я полгода работал в Лас-Вегасе перед американской аудиторией. По идее, мы подписывали контракт на три года, но нас кинули. Вот о чем надо писать, мои хорошие! Это намного интереснее, чем вокальные данные Витаса.

- Поверь, так, как Витас, петь не настолько уж сложно, - вступился за коллегу Заслуженный артист России Юлиан Васин. - Если очень сильно постараться, я тоже так спою. Просто мне это не ни к чему. А если еще постарается компьютерная техника 21-го века, то так запоет даже… Кого бы обосрать из артистов? Ладно, даже ты, Филимонов, так запоешь! А что Витас, кроме этого куска, нигде не поет… Может быть, это такой ход. На этом Пугачева сделала свои лучшие песни. Она могла шептать, говорить, а потом где-то в конце рубануть. Меня больше беспокоит новая песня Витаса «День рождения моей смерти». Она даже на меня нагнала депрессивное состояние. Слава Богу, я грибы-галлюциногены не употребляю. А что же будет с людьми, которые их употребляют? Они же просто полетят из окон.

- Чтобы определить, умеет ли Витас так петь на самом деле, мне надо посмотреть на его работу живьем, - развел руками Юрий Лоза, имеющий, как и Укупник, собственную студию. - А в «Рождественских встречах» и других телепрограммах, где он выступал, идет сплошная фонограмма. Вполне можно предположить, что его пение - лишь компьютерные эффекты. С другой стороны, большой диапозон - это тоже невеликая заслуга. Я считаю, что музыка должна быть для чего-то: для сердца, для ума, для ног и т.д. Если же основная цель исполнителя - удивить или восхитить диапазоном своего голоса, по-моему, это уже не музыка, а спорт. Ведь Паваротти не потому самый лучший в мире тенор, что он берет самые высокие ноты, а потому что его пение греет душу. Может, Басков и достанет ту же ноту, но когда он поет, блевать хочется. А Паваротти, исполняющего ту же партию, можно слушать и слушать бесконечно. Сравнивать Витаса с Курмангалиевым я бы тоже не стал. Это оперных певцов можно сравнивать: кто поет выше, кто ниже. А Витас-то не поет оперные партии. Вот пусть он встанет на одну сцену с Паваротти, Пласидо Доминго и Каррерасом и споет! Тогда можно будет понять, действительно ли это относится к классике. А когда он поет где-то в студии, сам ли или со всякими ухищрениями, это чистый рекламный трюк. В Витаса вваливают очень приличные деньги. Это видно невооруженным взглядом. А с такими деньгами сейчас можно навернуть все, что угодно. У меня в студии любой запоет, как Витас. Посмотрите фильм «Фаринелли-кастрат», там наглядно показано, как это делается.

- Думаю, продюсер Витаса пригласил Марию Каллас, она за 15 минут спела 5-6 дублей, вот и все, - со смехом предположил солист группы «Револьверс» Алексей Елистратов, на заре карьеры выступавший как пародист и имитировавший голоса многих наших певиц от Зыкиной до Варум. - Почему именно так? Потому что Николай Басков в это время был занят. А если серьезно, я не могу ничего сказать. Мы работали вместе с Витасом только один раз. И во время его выступления шла «фанера». Конечно, технический прогресс шагнул далеко вперед. После того, что сделали с голосом Шер, фантазия звукорежиссеров стала безграничной, - певец неожиданно задумался. - Слушай, а, может, Витас просто у кого-то сэмпл срезал? Тоже может быть. Знаешь, пока он не споет живьем на вечере в честь своего 65-летия или не выпустит лет через 50 мемуары «Я и мой фальцет», где расколется, кто за него пел, никто ничего не узнает…

Оставалась надежда что-то разнюхать на студии, где записывался Витас. Но - вот незадача! - на обложке его сингла, содержавшей массу всевозможной информации, как раз студия почему-то не была указана.

- Такие вещи не всегда указываются, - объяснила пресс-атташе выпустившей сингл компании «Риэл Рекордс» Юлия Гасилова. - Это зависит от желания исполнителя. В данном случае информацию о студии нам не предоставили. А зачем вам это? Вроде бы раньше вашу газету такие сугубо профессиональные вопросы не интересовали. Какую гадость вы хотите написать про Витаса? Вас что, беспокоит, поет ли он по-настоящему или это студийная «фишка»? Поймите правильно, просто мне не хочется, чтобы артисты, которых выпускает наша компания, с нашей подачи выглядели плохо. Обратитесь лучше к продюсеру Витаса.

- По объективным причинам, еще полгода назад я сказал, что никаких комментариев и информации для СМИ после 2-го марта предоставить не смогу, - принялся нагнетать таинственность Сергей Пудовкин. - У Витаса есть официальный сайт в Интернете. Там вы можете найти объяснения по этому поводу. Пусть говорят, что голос Витаса - это компьютерные обработки! Я принципиально ничего комментировать и доказывать не буду. Почему? Просто я так решил.

P.S. От безысходности мы решили заглянуть на сайт Витаса. Увы, ничего, кроме нескольких кадров из клипа, нам оттуда извлечь не удалось. То ли сайт настолько навороченный, что 3-го «Пентиума» для его просмотра недостаточно. То ли это очередная рекламная «фишка» г-на Пудовкина, и на сайте попросту больше ничего нет.

P.P.S. Когда этот материал уже готовился к печати, из «Риэл Рекордс» пришла сводка новостей, в которой сообщалось, что после запредельных верхов в «Опере № 2» Витас в одной из новых песен поразит публику столь же запредельным басом. Как говорится, комментарии излишни…



автор