В «ежовых рукавицах» Лидии Вележевой — Алексей Гуськов
Ни в одной стране мира нет столько «подкаблучников», как в России. Никита Хрущев во всем слушался Нину Петровну, Борис Ельцин ничего не делал без консультаций Наины Иосифовны, о Михаиле Горбачеве и Раисе Максимовне — разговор особый. Но если о первых лицах государства известно из свидетельств очевидцев, то личная жизнь звезд театра и кино остается за кадром.
Причем многие даже не догадываются о том, что самые крутые мужчины с репутацией «мачо» в семейной жизни дрожат как трусливые зайцы перед своими любимыми.
Многие не могли поверить своим глазам, когда увидели разъяренную, как фурию, Лидию Вележеву в самолете. Кто прав, кто виноват — даже Шерлок Холмс не разберется, но то, что актриса Вахтанговского театра пыталась командовать и пассажирами, и обслуживающим персоналом, — из опубликованного видео очевидно как белый день. За словом в карман Лидия Леонидовна «не лезет». Разумеется, муж актрисы — Алексей Гуськов — всецело на ее стороне, как и младший сын Дмитрий. (У звездной пары — двое сыновей; старший — актер театра и кино Владимир Гуськов — и сам отец.)
Лидия Вележева как генерал строила всех в злополучном самолете. У зрителей невольно возникли ассоциации с ее стервозными героинями: Галиной из сериала «Воровка», Настасьей Филипповной из «Идиота». Более того, на передаче «Пусть говорят», посвященной этому конфликту на борту воздушного судна, Лидия Вележева никому не давала и слова сказать.
Впрочем, для Академического театра имени Вахтангова, в котором Лидия Леонидовна служит со дня окончания Щукинского театрального училища, с 1988 года, не новость, что у актрисы — характер деспота. Сегодня в театре она играет всего в двух спектаклях: в «Маскараде» Римаса Туминаса и «Люди как люди» Владимира Иванова. Между прочим, своего мужа Лидия Вележева привела в родной театр именно на роль Зыкова в спектакль «Люди как люди». Об этом сама Лидия Вележева рассказывала в интервью:
«В Вахтанговском театре не было актера с такой мужской харизмой, с таким сильным нутром, как мой Леша. Я договорилась с режиссером спектакля, чтобы он посмотрел Лешу, и после первой репетиции стало понятно, что Зыкова будет играть он».
Выпускник Школы-студии МХАТ Алексей Гуськов — актер замечательный. Его талант оценил худрук театра имени Вахтангова Римас Туминас и дал ему роли в своих лучших спектаклях: «Онегин», «Улыбнись нам, господи». Свой последний шедевр «Фальшивая нота» Туминас поставил на двух актеров — Геннадия Хазанова и Алексея Гуськова. Но Туминас открыто заявил Гуськову, что в его спектаклях он не будет играть вместе с женой. На это у Римаса Владимировича есть серьезная причина.
Жена командовала мужем на репетициях
10 ноября 2015 года Римас Туминас буквально в день премьеры отменил спектакль Антона Яковлева «Подросток» по роману Достоевского с Лидией Вележевой и Алексеем Гуськовым в главных ролях. По словам пресс-атташе театра Елены Кузьминой, «на неопределенное время в связи с нерешенными творческими вопросами». Спектакль до сих пор не идет. На этот радикальный шаг Римас Туминас пошел несмотря на то, что Антон Яковлев — сын его любимого артиста Юрия Яковлева. Свое решение не показывать спектакль Туминас объяснил тем, что «в спектакле нет правды, что актеры только носят цилиндры и шляпки, демонстрируя свою красоту, и нет им дела до Достоевского»
Антон Яковлев очень переживал критику уважаемого худрука в свой адрес. Он год работал над постановкой, которой должна была открыться Новая сцена Вахтанговского театра, и отдал ей всю душу. Яковлев не перекладывает вину на других, но говорит о том, что «репетировать было трудно, потому что Лидия Вележева вмешивалась буквально во все».
«Никогда не думал, что Алексей Гуськов — подкаблучник. Увы, это так. Лидия Вележева — очень властная дама, и Гуськов находится под ее влиянием», — поделился своим мнением Антон Юрьевич.
Лидия Вележева, не имея новых ролей в театре Вахтангова, стала активно играть в антрепризных спектаклях. 30 октября она должна была лететь самолетом «Аэрофлота» в Тель-Авив на спектакль Александра Балуева «Территория страсти» и кричала: «Я актриса, а вы — плебеи». На программе «Пусть говорят» Лидия Вележева не очень лестно отзывалась об экипаже самолета, в частности о командире. К счастью, у Алексея Гуськова, у которого отец был военным летчиком, не повернулся язык что-то сказать плохое в адрес пилотов. На летчиках лежит огромная ответственность — жизнь большого количества людей, и никто не имеет права мешать им управлять воздушным судном. Отец Алексея Гуськова погиб, выполняя боевое задание, и будущий артист стал главой семьи в семь лет. Алексей Гуськов — сильный человек и настоящий артист, и не виноват в том, что его прекрасная жена нередко ведет себя, как королева Вселенной.
У пары Гуськов/Вележева — красивая легенда знакомства. Якобы он увидел ее и сразу влюбился. Она попросила спички, забрала их с собой и до сих пор не вернула. Вележева с пониманием относилась к пьяным загулам своего мужа, понимая, что от нее он никогда не уйдет. На одном из фестивалей в Выборге Гуськов запал на Авдотью Смирнову, которая тогда еще не была замужем за Чубайсом, но уже состояла с ним в отношениях. Авдотья отвергла Алексея Гуськова самым жестким образом. Гуськов на все вопросы о личной жизни отвечает: «Все, как у Толстого в романе "Анна Каренина", — "Все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливы по-своему"».
Сегодня Алексей Гуськов обрел счастье в работе. Он — звезда лучшего в мире театра имени Вахтангова (сейчас вместе с театром находится на гастролях в Вильнюсе со спектаклем «Фальшивая нота») и востребованный не только в России, но и в Европе артист кино. Лидия Вележева мало снимается и все время ждет возвращения мужа домой. Недавно Алексей Гуськов снимался с прекрасной Юлией Ауг в драме «Семья», в которой его герой переживает семейный кризис. Алексей Гуськов считает, что «несправедливость с его женой, которую сняли с борта самолета, укрепила их отношения».
Гуськов защитил любимую, у которой не выдержали нервы по разным причинам, и к некоторым из них он тоже приложил руку. К слову, если бы Лидия Вележева летела на гастроли вместе с театром имени Вахтангова, во время которых всегда и во всем идеальный порядок, ничего подобного бы не произошло. Но случилось то, что случилось.