Два Юры Раисы Рязановой

Раиса Рязанова Фото: globallookpress.com

Актриса десять лет тайно встречалась с мужем крестной матери писателя Распутина

31 октября ей исполнится 75. Раиса Рязанова сыграла в кино более 200 ролей, но ее Тоня из фильма «Москва слезам не верит», пожалуй, самая известная. У героини и актрисы много общего. Взять хотя бы чрезмерную природную скромность. Но такого женского счастья, как у Антонины, у Раисы не получилось.

Юрий Перов, актер, стал ее первым мужчиной. Они вместе учились в ГИТИСе. Перов пришел к ним на второй курс, отслужив в морфлоте. Был женат, в семье рос сын Леша. Несмотря на это, все девчонки на курсе потеряли от него голову. Одна только Рая держалась до последнего.

- Наверное, этим я его и притягивала, - вспоминает Рязанова. - Однажды зимой позвал к себе. Усадил на диван в гостиной и приказал: «Раздевайся - сейчас развратом будем заниматься!» Сижу и вся дрожу - я же еще девочкой была, хотя уже 22 стукнуло. А он несет из кухни кофе и «Приму» - вот какой разврат! На следующий день от этого разврата не могла встать - мутило… Мы долго с Юрой привыкали друг к другу. Даже когда он стал моим мужем, я робела в интимной обстановке. Умом понимала, что это нормально, но телом сопротивлялась. На четвертом курсе нас стало уже трое - родился Данька. Везде ходила с коляской, оставляла ее за кулисами. Если сын просыпался, всегда кто-нибудь находился, кто его мог покачать, чтобы не пищал. Молоко сцеживала в бутылочки, когда нужно было надолго уходить. Их потом в подмышке согревали. Жили мы трудно. Мужу приходилось ночами на колбасном комбинате подрабатывать.

В «Москве...» Перов сыграл кандидата наук Перова в эпизоде вечеринки на квартире Тихомировых

Обитали Рязанова и Перов в Юриной коммуналке. У него и у его сестры там было по комнате, а остальные занимали соседи. С малышом помогала Юрина тетка. После окончания института Раиса и Юрий пробовались в Театр им. Маяковского. Рязановой сразу отказали, и она не пошла больше ни в какой театр, а Перова взяли, но через год худрук Андрей Гончаров сказал: «Юра, поймите, при наличии Самойлова и Джигарханяна мне актер такого же плана не очень нужен». Не сложилось у Перова и в облтеатре. «Он умный, самолюбивый, гордый», - оправдывалась Раиса. В итоге пошел в таксисты. Быстро стал парторгом, потом начальником колонны, а после зарегистрировался как индивидуальный предприниматель, получил лицензию и стал работать самостоятельно. Но это спустя много лет. Уже после развода с Раисой - с ней актер прожил в браке всего два года.

Когда Раю утвердили в фильм «День и вся жизнь», ее ликованию не было предела. Юрий тоже был рад за жену. Если бы он знал, чем эта экспедиция закончится, наверное, никогда бы не отпустил…

- Я не стала врать. Вернулась из Горького и сказала: «Я влюбилась, и нам надо расстаться». Не мог ла иначе - впервые в жизни внутри меня все трепетало, с ума сходила от переполняющих чувств, - призналась актриса. - Десять лет длилось мое счастье. И десять лет Юра думал, что я вернусь. Потом женился, дочка родилась. Мы нормально общались и с женой его Надей стали приятельницами. После Юриной смерти она мне звонила: «Рая, ну ты не бросай меня!»

Следующий фильм - «Письмо из юности» Григорьев, естественно, снимал с Раей в одной из главных ролей. Глядя на отношения режиссёра и актрисы, многие на площадке не сомневались, что они молодожёны (фото 1972 г.)

Юрий Григорьев, режиссер, - тот, ради которого Рязанова разрушила свою семью, - тоже был влюблен, но от жены уходить не собирался.

- У них с Ренитой такая тесная духовная связь, что ее ничто разрушить не может, - поделился друг Григорьевых. - Ренита очень умная, целеустремленная, глубокая.

Неудивительно, что Валентин Распутин выбрал ее в крестные матери. Она стала его духовным путеводителем. С Васей Шукшиным у Григорьевой были очень близкие отношения. Но ей не хватало женственности, хотя она очень миленькая. Зато у Раи с этим перебор. Вот Юра и потерял голову. Плюс Ренита часто была в отъезде, а для мужика, сами понимаете… Но от Рениты уйти не получалось. Юре казалось, что это будет страшным предательством. Не только по отношению к Рените, но и к их сыну Васе. Хотя Ренита, конечно, обо всем догадывалась. Но на ковер мужа не вызывала - она не из таких. Понимала, что мужчине нужно то, что она ему дать не может. А если не может - тогда какие вопросы.

Что удивительно, мама актрисы тоже жила с чужим мужем. От той страсти и появилась на свет Рая. Правда, мама, Мелания Григорьевна, не знала, что у ее Ванечки есть семья - он скрывал. А когда правду узнала, выгнала со словами: «Тут одна, а там у тебя их шестеро. Ты там нужнее». У актрисы Раисы Рязановой с режиссером Юрием Григорьевым, который был старше ее на 12 лет, складывалось иначе.- Ни в коем случае я не хотела разбивать чужую семью. Каждый раз, возвращаясь со встречи с любимым с окровавленным сердцем, в голове пульсировало: «Боже, ну зачем? Не мой он, а ворованный!» Но в следующий раз все равно шла на свидание - нет, не шла, летела и думала: «А, была не была! Хоть денек, хоть часок - да мой!» Но сердцу не прикажешь, - разводит руками Раиса Ивановна. - Не понимаю выражения «бороться за счастье». Если у тебя уже полу-остыло, а у него глаз куда-то в другую сторону смотрит… Да и можно ли быть счастливым ценой чужой семьи?.. Нет. Увела ты - уведут у тебя. Не будет вам счастья!

Шукшин и Григорьева с его односельчанами. Сростки. 1963 г.

Мне часто говорят: «Рая, ты такая сильная!» Сильная. Но каких усилий стоила эта сила, сколько ведер слез выплакала? Самое забавное, что, если бы меня заранее предупредили и рассказали, как оно сложится, я бы все равно не отказалась пройти этим путем. Потому что пережить такую любовь случается далеко не каждому. Спустя много лет приятельница спросила: «Чего ты в нем уж такого нашла?» Ей не понять, и никому не понять. А мне было все понятно. Эта любовь повернула мою жизнь в другое русло: мир для меня открылся, разверзлось небо, и я увидела звезды такими, какими их никто не видит.

Когда роман с Григорьевым подходил к финальной развязке, в жизни Рязановой и появилась картина «Москва слезам не верит», в которой Меньшов предложил ей роль малярши Тоси, подарившей миру афоризм «Хорошего мужика самой делать надо, а не готовым получать». Съемки стали для актрисы спасением - так, уйдя с головой в работу, было проще пережить расставание с тем, кого любила больше жизни.

- Меньшов, как актер, по-своему представлял каждую из нас. И каждую хотел чем-то дополнить. Он не показывал, как, он объяснял. Но мне меньше всего, - поделилась Раиса Ивановна. - Я по природе больше всех близка к своей героине. Мне не надо было объяснять, как вести себя на огороде, за столом, с детьми. Там все списано с моих мамы, бабушки, я все это видела. Так в деревнях было. Правда, там так не бегали за детьми: просто кормили утром - и «иди куды хошь», ужинать только приходи домой. На завтрак кружка молока и ломоть хлеба. Его сами пекли. Дед отрежет краюху - и все. И на ужин практически то же самое, ну картошечки еще добавят с солеными огурцами.Обидно ли мне было, что после «Москвы...» обо мне не заговорили как о звезде, что меня не накрыла слава, как Алентову и Муравьеву? Нет. Я все понимала - я ничейная. У Веры и Иры мужья - режиссеры. Обе служили в театре. Я - нигде. У Веры главная роль, у Иры - яркая, у меня - почти без слов. Их возили с фильмом по заграничным фестивалям, представляли везде, а я потом случайно об этом узнавала. Ну и что? Я всегда жила без оглядки на кого-либо, как бы сама по себе. Завидовать никогда не умела, потому что не хо-тела в старости превратиться в бабу-ягу.

Сын и внук Рязановой пошли в актёры

Прикинь!


Свадьба с Фурцевой

В январе супруги Григорьевы отметят железную свадьбу - 65 лет брака. О знаменательном дне - 08.01.1955 г. - Юрий Валентинович вспоминал: «Наша свадьба была очень скромной, но душевной. В доме собрались самые близкие - родные, друзья. Присутствовали на торжестве и Тамара Федоровна Макарова с Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Неожиданно вдруг приехала Екатерина Алексеевна Фурцева. Что удивительно, появление члена Политбюро не нарушило атмосферы семейного торжества».

На фото рядом с супругами - писатель Распутин, автор «Прощания с Матёрой»