Как Табаков с Алентовой сексом занимались

Вера Валентиновна и Олег Павлович потом дружили много лет
Вера Валентиновна и Олег Павлович потом дружили много лет
Вокруг сценария и вырезанных из фильма «Москва слезам не верит» эпизодов ходит множество легенд. Основываясь на воспоминаниях очевидцев, рассказываем, как все было на самом деле.

- На сценарий я не сразу среагировал, - вспоминал Владимир Меньшов. - Потому что режиссер Ян Фрид, который в конце 70-х был в большом авторитете, посчитал историю, написанную сценаристом Валентином Черных, неинтересной. Единственное, что привлекло, - это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает. А просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение - прыжок в 20 лет, то сразу мысль заработала.

Владимир Валентинович лихо взялся за работу. Попросил для начала Черных переделать несколько сцен, но тот отказался, добавив: «Дерзай сам!»

- Вот муж и дерзнул, - улыбается Вера Алентова, которая поначалу отзывалась о будущей картине всего тремя словами: «Ну и мурА!»

В режиссёрской версии эпизод с интимным свиданием Алентовой и Табакова был гораздо откровеннее
В режиссёрской версии эпизод с интимным свиданием Алентовой и Табакова был гораздо откровеннее

Точка развития страсти

Меньшов с юности решил, что его счастливое число - 4. Оно так или иначе присутствует во всех его фильмах. Например, в сценарий «Москвы….» он внес 44 правки. Вместе 60 страниц получилось 90 с гаком. Скажем, то, что хоккеист Гурин (Фатюшин) спился, изначально вообще не было прописано. Но Меньшов развил судьбу героя.

В фильме мы увидели, как, сидя на даче, Гурин в очередной раз заявляет: «С выпивкой - всё!» - и больше не появляется. Но, оказывается, была снята сцена, как Сергей снова надирается вдрызг и является к жене за очередным трешником. Да еще и в обнимку с каким-то бухариком. Зрители понимают, что алкоголизм погубил бывшего спортсмена и шансов выкарабкаться практически нет. Но цензура настояла, чтобы эпизод вырезали. Дескать, завязал - значит, завязал. «Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься», - резюмировали цензоры.

Но с особым остервенением в Госкино расправились с постельными сценами, которые потом сами же пересматривали в узком кругу на закрытых показах. Тогдашний директор «Мосфильма» Николай Сизов писал в докладе:

«Некоторые моменты в картине меня просто поразили. Например любовная сцена с Табаковым. Если бы вам показать ее в первоначальном виде, вы бы ужаснулись! Это просто непристойно! Из Меньшова должен вырасти хороший мастер. Но с точки зрения художественного вкуса ему надо помочь отрешиться от некоторых мыслей, которые уводят картину в сторону».

Что же было в вырезанном куске?

- Свидание главной героини с любовником мне хотелось сделать более плотским, - объяснял Меньшов. - По сценарию герои раздевались, бросались друг на друга, Табаков оставался в трусах, Вера - в комбинации.

- Домогательства моего героя были более зримыми, - добавлял Олег Павлович. - Точка развития любовной страсти, которую прерывала теща, была более высокой.

Порезали также и сцену соблазнения Катерины (Алентова) Рудиком (Васильев). От нее осталось лишь слабое «не надо». Сильно сократили и начало второй серии, где ее героиня принимает душ, а дочь Александра танцует в одних трусиках, красиво виляя юной попкой.

Наталья Вавилова хотя и была девушкой скромной, но по просьбе Меньшова показала голую грудь на весь мир
Наталья Вавилова хотя и была девушкой скромной, но по просьбе Меньшова показала голую грудь на весь мир

Была снята сцена, как Рудик провожает Катю до дома. Она все еще делает вид, что живет в элитной высотке, но косится на часы - до закрытия метро остается 15 минут. Рудик спрашивает: «Может, ты меня пригласишь? Познакомишь с родителями?» Катерина отказывает и, едва он уходит, бежит к станции «Краснопресненская» мимо зоопарка.

- Там в 50-е ходили трамваи, - говорит Владимир Валентинович. - Хотел, чтобы она пробежала и следом прошел трамвай. Но мне отказали: «Ради фильма рельсы прокладывать не будем!» Хотя это нетрудно было. Я ж не километр протянуть просил. А в другом месте снимать я отказался.

Удивительным образом туфли Люды поменяли цвет за минуту
Удивительным образом туфли Люды поменяли цвет за минуту

Двухдневные шашлыки

Эпизод, когда Екатерина и Людмила (Муравьева) пришли на красную дорожку кинофестиваля, по задумке сценариста, разворачивался у аргентинского посольства. Именно туда подъезжали приглашенные на дипломатический прием випы. Н по настоянию Меньшова послов заменили кинозвездами. Смоктуновский, который «поздновато начинает», Юматов, Леонидов и Конюхова отважно работали поздней осенью на жутком холоде.

- В перерывах между съемкой мы кутались в теплую одежду, но, как только звучало: «Мотор!» - шубы и куртки падали на землю, - вспоминала Татьяна Конюхова.

Артисты чудом не заболели, ведь к концу смены им на головы хлопьями повалил снег…

Куда же делся торшер из комнаты в общаге?!
Куда же делся торшер из комнаты в общаге?!

Однако идем дальше. Родион должен был пригласить Катерину на съемки игры КВН. Но Меньшов решил, что лучше герои отправятся на «Голубой огонек», который в конце 50-х считался визиткой советского ТВ. К слову, у телеоператора Рудика по сценарию была не только властная мать, но и отец-токарь.

А еще, по задумке Валентина Черных, во второй части фильма Екатерина Тихомирова, ставшая не только большим начальником, но и депутатом, должна была вести прием избирателей. Меньшов же отправил ее в клуб знакомств и прописал персонажа, которого сыграла Лия Ахеджакова. Она сватала Екатерину за работника главка - «очень ответственного, всего пятидесяти трех лет».

Во второй серии героиня Алентовой должна была сесть за руль «Жигулей». Но водить актриса не умела - путала газ с тормозом. Пришлось помощнику оператора смастерить палки, улечься на полу позади водительского кресла и давить на педали за Веру Валентиновну.

Отличная находка: покрывало «сыграло роль» и шторы, и пледа
Отличная находка: покрывало «сыграло роль» и шторы, и пледа

В сцене драки Гоши (Баталов) с хулиганами задействовали самбистов. Один из них не рассчитал силу удара и перешиб Алексею Владимировичу кадык. Актер ненадолго угодил в больницу.

А потом Баталов едва не заработал воспаление легких. Эпизод у Гоши дома снимали в коммуналке, в доме, который готовили к сносу. Почти все жильцы переехали в новостройки. Лишь несколько старушек не успели покинуть свои комнаты и попали в кадр. Отопление в доме уже отключили. Стояла зима, а Баталову пришлось сидеть в тапках на босу ногу и в халате на голое тело. На всякий случай после команды «Стоп, снято!» артиста растерли спиртом.

Самые же беспечные дни артисты провели в музее-усадьбе «Архангельское» в Подмосковье, где снималась поездка героев на шашлыки.

- Я соглашался войти в кадр, только когда был исходящий реквизит, - рассказывал сценарист фильмов «Курьер» и «Мы из джаза» Александр Бородянский, сыгравший одного из друзей Гоши. - То есть когда можно тайно выпить или, более официально, шашлыки пожарить. Поэтому и отозвался на предложение Меньшова сняться в сцене пикника. Два дня шашлыки ели.

Если кто не заметил, режиссёр на пару минут все же появился в кадре, отсылая к образу Жеглова-Высоцкого - в загадочном чёрном плаще и широкополой шляпе. Сценарист Бородянский на фото справа
Если кто не заметил, режиссёр на пару минут все же появился в кадре, отсылая к образу Жеглова-Высоцкого - в загадочном чёрном плаще и широкополой шляпе. Сценарист Бородянский на фото справа

Кстати

  • Во время съемок Меньшов придумал исполнительницам главных ролей прозвища. Муравьева стала Раневской, Рязанова - Мордюковой, а Алентова - Людмилой Гурченко.

12 МУЖСКИХ БРЮК ДЛЯ КАТИ

  • Чтобы Гоша выглядел как мачо, художник по костюмам Жанна Мелконян предложила Баталову надеть джинсы.

- В Союзе продавались только индийские псевдоденимы из мягкой ткани, они ужасно сидели, - поделилась Мелконян. - Найти настоящие джинсы для студии было почти невыполнимой задачей. Но незадолго до этого мой папа подарил моему мужу американские Wrangler. Я принесла их на «Мосфильм» и попросила Баталова примерить. Он надел и больше не снимал.

  • Обычно «Мосфильм» закупал вещи в ГУМе и во Всесоюзном институте ассортимента изделий легкой промышленности и культуры. Но это только для тех фильмов, где героями были иностранцы. Поэтому серый деловой костюм-тройку для директора фабрики Катерины пришлось сшить из 12 пар твидовых мужских брюк.

- В СССР из твида делали штаны, которые абсолютно не держали форму - коленки моментально растягивались, а попа отвисала, - констатирует Мелконян. - Мастера пошивочного цеха аккуратно разрезали их по швам, сделали полотно и раскроили костюм.

Капроновую кофточку для Катерины в первой серии и фартук Людмилы во второй части сшили из ткани для школьных воротничков.

Желтый плащ на Алентовой - единственная личная вещь актрисы, засветившаяся в кино. Его Вере Валентиновне подарил на день рождения муж.

  • На то, чтобы заказать обувь для первой серии, не хватило денег. Пришлось брать с костюмерных складов. Однако носить ее было невозможно: полежавшая без дела кожа огрубела и скукожилась. Художники по костюмам замачивали и растягивали ее. А потом решили одеть героинь в босоножки с белыми носочками. Американская пресса после премьеры фильма умилялись: «Как это очаровательно и трогательно! Русские вернули моду на милые носочки!»
  • - Генералу из химчистки в кадре 40 лет, и он слишком молод для такого высокого звания, - объяснила Мелконян. - Зрителям надо было намекнуть, где он дослужился до генерала. Наш консультант предложил сделать актера Гусева военным врачом. И после выхода картины случился конфуз. Форма не соответствовала: на ней у врачей малиновая окантовка, а на экране она выглядела красной. При проявке пленки произошло искажение цвета.

Гога, он же Гоша, он же… американский шпион?!

После премьеры сценаристу и режиссеру пачками приходили письма от женщин с множеством каверзных вопросов. Встречался даже такой: «В какой электричке ездит Гоша?» Но чаще всего спрашивали: как же Катерину угораздило влюбиться в бедного алкоголика без нормального жилья?

Сначала - о заработках главных героев.

Почему по сценарию Гоша пропал? Узнав, что Катя - большая шишка, он якобы решил, что и заработки у нее выше. А для персонажа Баталова, если помните, обязательное условие нормальной семьи - жена должна получать меньше. Однако тут получается неувязочка. Директор фабрики, такой, как руководила Катерина Тихомирова, в начале 80-х годов без надбавок и премий получал примерно 400 - 430 руб. А такой уникальный высочайшего разряда профессионал, как Гоша, - от 500 до 1000 руб.! То есть, скорее всего, мужика смутил социальный статус будущей жены либо то, что она скрыла от него правду.

Во время съёмок в коммуналке Баталов чудом не простудился - в помещении было очень холодно
Во время съёмок в коммуналке Баталов чудом не простудился - в помещении было очень холодно

Что же касается раздолбанной коммуналки, где обитает Гоша, то, судя по всему, он недавно развелся, оставив своей бывшей (и возможно, детям) все нажитое непосильным трудом. И находится пока в состоянии некоторой депрессии. А в запой ушел от обиды, что его обманули во второй раз.

Некоторые поклонники фильма выдвигали необычную версию, будто Гоша был американским шпионом. Мол, и имидж у него не совсем советский, и хулиганов он раскидал специальными приемчиками. И в запой, дескать, он не уходил, а «связывался с центром и просил скорректировать задание в связи с вновь открывшимися обстоятельствами».

Во время съёмок в коммуналке Баталов чудом не простудился - в помещении было очень холодно
Во время съёмок в коммуналке Баталов чудом не простудился - в помещении было очень холодно

- Бабки, которые проживают в коммуналке с Гошей, тоже, скорее всего, агентки, - размышлял один из блогеров. - Помните, как они сперва приняли Тониного мужа за сотрудника спецслужб и испугались? Поэтому подслушивали разговор. А когда начался какой-то подозрительный стук, вошли в комнату, чтобы убить гостя, если тот окажется советским контрразведчиком.

Это, разумеется, полный бред. Но вот отечественные спецслужбы изначально в сценарии присутствовали. Многие наверняка задавались вопросом: как Николаю удалось найти Гошу, почти ничего о нем не зная? Меньшов просто опустил этот момент, чтобы поменьше было проблем с цензурой.

Драка едва не стоила кадыка Алексею Владимировичу
Драка едва не стоила кадыка Алексею Владимировичу

По версии же сценариста, Катерине помогает бывший любовник Людмилы - товарищ из «конторы глубокого бурения» (КГБ) Еровшин. Он устраивает Кате чуть ли не допрос, в ходе которого узнает, что недавно все мужики из НИИ побежали покупать своим женам сапоги в универмаг «Москва». И пробивает, что в двухстах метрах от магазина находится секретный институт электроники. Еровшин звонит туда своим коллегам и узнает адрес Гоши. Затем сажает Николая в черную «Волгу» и подвозит к его дому.

Алентова без смущения сверкнула своими дамскими прелестями
Алентова без смущения сверкнула своими дамскими прелестями

Прикинь!

  • Производственные сцены снимали в цехах ПО «Химволокно» в Клину. На время съемок предприятие не останавливалось. Премьера фильма, которую посетили Владимир Меньшов и Вера Алентова, также состоялась в Клину, в заводском клубе поселка Майданово.

Цитаты:

Владимир Мешьшов, режиссер:

В фильме заложена вся моя жизнь. И хоть главный герой на экране - женщина, фильм про меня. Здесь весь мой жизненный опыт: и рабочее общежитие, в котором я жил, и мои тети-дяди из очень простых людей. И даже мой отец там есть, и друзья, и мое отношение к жизни. К счастью, оптимистическое. А то ведь я знал людей, которые прожили такую же жизнь, как я, но весь свой оптимизм растеряли, смотрели на все вокруг угрюмыми, злыми глазами.

В кассы кинотеатра «Эмбасси-72» в Нью-Йорке, где демонстрировали советский фильм «Москва слезам не верит», тоже выстраивались большие очереди (лето 1981 года)
В кассы кинотеатра «Эмбасси-72» в Нью-Йорке, где демонстрировали советский фильм «Москва слезам не верит», тоже выстраивались большие очереди (лето 1981 года)

Понял, что попал в десятку, когда увидел километровые очереди в кинотеатры. Ну вот представьте себе Пушкинскую площадь в Москве, буквально битком набитую: очередь змеей извивалась. Картина вышла в феврале, и люди стояли на морозе часами, чтобы купить билетик на следующий день. Сердце забилось. И очень сильно. Это был счастливейший в моей жизни момент - 20 секунд абсолютного счастья. Ведь меня все уже убедили - коллеги и критики, что это недокино, что я снимаю какой-то позор. Это ведь было время культа личности Тарковского, и все, так сказать, «подтарковские» жили в понимании, что «Зеркало» - это кино, а «Москва слезам не верит» - какое-то недоразумение.






Губы Лободы и Седоковой, глаза Алентовой и ноздри Успенской: как пластика меняла наших звезд до неузнаваемости
«Старый грим» Веры Алентовой перестали скрывать от народа