Режиссёр Урсуляк боится, что его Лика уйдёт к своему бывшему
Стены знаменитого Театра сатиры, который в октябре отметит 95-летие, повидали множество служебных романов между артистами. А вот количество семей, созданных в результате этих отношений, можно пересчитать по пальцам. Пожалуй, самая яркая супружеская пара на данный момент - 62-летний Юрий Нифонтов и 44-летняя Юлия Пивень. Их 18-летняя разница в возрасте поначалу рождала в труппе смешки и кривотолки.
- В Театр сатиры я попала в 1997 году благодаря Маше Голубкиной, - призналась Юлия Пивень. - Она тогда забеременела дочкой от Коли Фоменко и больше не могла играть проститутку в «Трехгрошовой опере». Вот меня, оканчивавшую курс Евгения Князева в Щукинском училище, и взяли на ее место. Едва я пришла в «Сатиру», как забеременела еще одна актриса - Светлана Рябова (от своего партнера по спектаклю «Укрощение строптивой» Андрея Барило, за которого вышла замуж. - Я. Г.), и мне тут же предложили ввестись на ее роль. Из «проституток» в главные героини не у всех получается быстро перейти, а мне повезло. Потом подменяла заболевшую Алену Яковлеву, которая Бьянку играла в «Укрощении строптивой», и в результате заслужила репутацию человека, который очень быстро может выручить любую коллегу. Успела поработать со многими легендами театра. Застала Валентина Плучека, Георгия Менглета, Ольгу Аросеву, Спартака Мишулина и всем им очень благодарна за бесценный опыт.
- Вы начинали играть еще в родной Одессе?
- Да, в конце 80-х было модно открывать театральные студии повсюду. В одну из них, собранную из простых людей, я старшеклассницей и попала. А потом нефтяная компания предложила создать областной театр. Нас отправили работать на целину. Крошечная зарплата не позволяли выжить, пришлось подрабатывать воспитательницей в детском саду. А когда через год наш театр распался, вернулась в Одессу и поступила на режиссерский факультет Института культуры, потому что актерского просто не было. Два семестра проучилась и в 1993 году поехала покорять Москву - легко поступила в Щуку.
- С мужем Юрием Нифонтовым как познакомились?
- Юра тогда был педагогом-стажером в нашем училище и однажды пришел в общежитие к моей подруге. У нее не получался отрывок, и Нифонтов вызвался ее поддержать. «Юрий Борисович, что вы ко мне пристали? Вон Юлька одна ходит, возьмите и женитесь на ней!» - осекла его подруга. И, как ни смешно, через год мы и правда отправились в загс. До этого, как приличные люди, гуляли, ходили в рестораны… И однажды в буфете Театра Вахтангова Юра попросил у Евгения Князева мои руку и сердце. Князев, конечно, удивился - мол, я-то тут при чем?
- Действительно, он-то при чем?
- Ну, я же еще студенткой была, вся родня в Одессе, вот Юра и обратился к моему мастеру: «Ты, Женя, для Юльки как отец, поэтому прошу у тебя благословения». Тот благословил, и мы поженились.
Мужа я долго по имени-отечеству называла. Прямо как в старину просила за столом: «Передайте мне, Юрий Борисович, пожалуйста, хлеб». Он мне и отца, и мать, и сестру, и друга заменил. Ведь Москва поначалу на меня ужасно давила. Плюс не было прописки, а без нее не смогла бы никуда устроиться на работу. Так что брак в этом плане меня спас. Я честно говорила: «Извините, Юрий Борисович, я как будто за квартиру замуж выхожу». Юрка Колокольников, который со мной учился, постоянно подкалывал: «Идет квартира московская, идет!»
Стыдный поцелуй
- В день бракосочетания, на 13.00, у меня был запланирован показ в Театр Гоголя, поэтому я очень переживала, чтобы всюду успеть. В загс, помимо нас с Юрой, приехали мои родители на троллейбусе и Евгений Князев на машине. Женщина-регистраторша, несмотря на то что я предупредила, что жутко опаздываю, велела: «Давайте не будем спешить! Молодожены, встаньте на ковер, сейчас марш Мендельсона включим!» Мы с Юрой взмолились: «Пожалуйста, не надо всего этого, кольцами обменяемся, и достаточно». Плюс мой жених добавил: «Ведь главное, чтобы жили мы хорошо, а не это!» Но дама будто нас не слышала: «Молодожены, поцелуйтесь!» Тут я поняла, что не готова при всех целовать в губы Нифонтова, и отстранилась от него. Тетка принялась выговаривать: «Как же вам не стыдно! Вы же муж и жена! Немедленно целуйтесь, как полагается!» Юра нервно улыбнулся и спросил: «В засос, что ли?» - «Ну зачем вы так, молодой человек», - ответила тетка. В результате все отвернулись, и мы чмокнулись. А потом рассмеялись и не могли остановиться минут 15. Потом Князев увез меня на показ, а Юра отправился домой готовиться к вечернему торжеству.
- А в театре как к вашему браку отнеслись?
- Юра пришел в «Сатиру» уже после меня - Александр Ширвиндт позвал его на место уволившегося Валерия Гаркалина. В «Трехгрошовой опере» муж играл отца моей героини, и весь театр над нами смеялся. Особенно за кулисами покатывалась Нина Корниенко. Слышала мою реплику: «Папа, дай сразу три рюмки коньяка» - и хохотала. Юру это, конечно, очень напрягало. А когда мы с ним приходили в магазин и продавщицы интересовались: «Дочке присматриваете платье?» - он сразу багровел и шептал: «Юля, мы уходим, ничего здесь брать не будем!»
- С первой супругой - актрисой Ликой Нифонтовой, которая уже давно замужем за режиссером Сергеем Урсуляком, у него такого не случалось?
- Думаю, нет. Лика моложе Юры всего на шесть лет. У них, кстати, остались хорошие отношения - мой Юрочка в ссоре ни с кем не расставался. Юра и Лика больше 30 лет не вместе. Но Сергей Урсуляк, как ни странно, боится, что Нифонтов уведет Лику обратно. Поэтому и не снимает его своих блестящих фильмах. На каком-то торжестве Федя Добронравов подколол Сергея по этому поводу. Возникла неловкая пауза. Федя же у Урсуляка снимался в «Ликвидации», а я очень жалела, что меня туда не пригласили. Я же родом из Одессы и уверена, что своей органикой многих бы переплюнула. Равно как и моя землячка Нонна Гришаева. Мой друг Александр Чернявский играл там заведующего базой и консультировался со мной. Когда он прочитал мне текст роли, я сразу поняла, что все выглядит как анекдот. И отважилась переписать. Но Урсуляк мои правки не утвердил. На картине работал консультант, который уже лет 40 как не жил в Одессе, но Сергей Владимирович безоговорочно ему доверял. Впрочем, фильм в результате получился отличный.
Дровишки для ревности
- Многие артисты пишут в соцсетях: как жаль, что уже сентябрь, какое классное вышло лето! А вы как его провели?
- С мужем и собакой в деревне после съемок отдыхали. Детей у нас нет, это больная тема. Наслаждались друг другом и свежим воздухом. Еще мы обожаем путешествовать на машине по России: ездим на святые источники, в монастыри, грибы собираем. Сейчас на Украину мне сложно ездить стало. Даже когда мой папа лежал в реанимации и у меня на руках была справка, страшно переживала, что не впустят в страну. Но обошлось.
- А почему стали реже играть в постановках Театра сатиры?
- Переключилась на съемки. Но вскоре у меня премьера - Ширвиндт выпускает «Мольера». А недавно показали сериал «Сучьи войны» с моим участием. Роль у меня там получилась яркой, выпуклой, на фоне сухого героя Кости Юшкевича. Ох, он таким стеснительным и трогательным оказался. Перед очередной сценой предупреждала: «Константин, простите, но я буду вынуждена сесть вам на колени». - «А что делать, раз так написано в сценарии», - краснел он. То же самое происходило, когда мне нужно было его обнять. Потом мужу об этом рассказывала, чтобы чуть-чуть поревновал. В отношения нужно постоянно подкидывать дровишки.
Только факт
- Юрий Нифонтов и сейчас преподает. Самые известные его ученицы - Марина Александрова и Светлана Ходченкова.
Кстати
- Лика Нифонтова (урожденная Лиана Симкович) прожила в браке с Юрием три года, но прославилась под его фамилией. В театре «Сатирикон» она познакомилась с Сергеем Урсуляком. По иронии судьбы тот оказался однокурсником Нифонтова. К тому же на одном курсе с ними училась первая супруга Урсуляка и мать его старшей дочки Саши - Галина Надирли. Роман Сергея с Ликой разрушил две семьи.
*Организация запрещена на территории РФ