От любимого мужчины Ольги Прокофьевой и Галины Беляевой потерял голову еще и Виталий Вульф
Заслуженного артиста России Юрия Соколова в свое время все называли «бывшим мужем Жанны Аркадьевны». Это он, как первой выяснила «Экспресс газета», отбил звезду сериала «Моя прекрасная няня» Ольгу Прокофьеву у тогда еще не олигарха, а режиссера Владимира Гусинского. С будущим медиа-магнатом Прокофьева прожила четыре года в гражданском браке, а за Соколова вышла замуж и родила от него единственного сына Сашу. После развода пара со скандалом делила недвижимость, о чем мы тоже не раз писали. Но сегодня в честь 65-летия Юрия (он его отметил в июле) поговорили о родном для актера Московском театре им. Маяковского, где работали и работают многие суперзвезды.
- В Театре имени Маяковского я служу почти 40 лет, - начал рассказ Юрий Соколов. - Пришел сюда сразу после окончания ГИТИСа, где наш тогдашний худрук Андрей Гончаров преподавал. Мой друг Евгений Каменькович, который учился на режиссера, придумал, что вместо репетиций «Гамлета» будем гонять в его любимый футбол. Он бронировал свободный зал, звал 12 человек с моего курса, и мы отчаянно сражались. «Только должна быть полная тишина, - предупреждал Женя. - За крики буду сразу выгонять или штрафовать на бутылку». И вот с 14.00 до 15.30 мы закрывались и увлеченно играли. Если бы Гончаров об этом узнал, он нас всех сразу отчислил бы. Через полгода он спросил у Каменьковича: «Ну что? Вы мне что-нибудь покажете?» На что Женя грустно опустил глаза: «Боюсь, я не справляюсь с этой работой, там так много творческих вещей!»
- Жилось тогда непросто?
- Денег все время не хватало. И мы все брали в долг у Александра Лазарева. Он никогда не отказывал. Но если хоть раз вовремя не вернешь, сразу попадаешь в черный список. Свое военное детство Александр Сергеевич провел в Ленинграде, пережил блокаду и на вопрос в буфете: «Вам сколько сахара бросить в чай?» - отвечал так: «Дома пью с двумя кусками, но здесь три положите, пожалуйста!» Мы его все любили и часто по-доброму пародировали.
- Никогда не завидовали его крепкому браку со Светланой Немоляевой?
- Конечно! У них потрясающе крепкая семья, больше полувека вместе прожили. Когда я пришел в труппу, помимо Лазарева и Немоляевой, там работали такие звезды, как Гундарева, Доронина, Джигарханян. Армен Борисович мог за кулисами спокойно рассказывать нам анекдоты, на полуслове прерваться, выйти, сыграть гениально, довести зал до слез, вернуться и продолжить анекдот. Это высшее мастерство, умение мгновенно включаться в работу. Джигарханян тогда мне тоже очень помог. В соседнем Театре сатиры работала прекрасный педагог по гимнастике Стрельникова, которая дружила с Арменом Борисовичем. И я попросил его договориться, чтобы педагог поработала с моей мамой, у которой болели бронхи. Разумеется, тот не отказал. Джигарханян всем помогал - выбивал квартиры, машины, гаражи, установку домашних телефонов. А к 60 годам ему захотелось своего театра, у нас он уже всего добился.
- Как вам работалось с Натальей Гундаревой?
- Наташа была словно целый мир. Большей работоспособности я ни у одного артиста не встречал. На репетициях она внимательно записывала все замечания Гончарова и могла ему выдать: «Андрей Александрович, в прошлый раз вы говорили обратное». - «Наташа, я вчера был идиотом», - спокойно отвечал он, хотя на других артистов мог и орать. Впрочем, за своих учеников, а это и Костолевский, и Фатюшин, и многое другие, он был готов загрызть. Неслучайно у него была кличка Папа. Возвращаясь к Гундаревой, тоже хочется отметить, что она помогала многим. Например, пробила квартиру в Москве Роме Мадянову. Он жил в подмосковном Дедовске, часто после спектакля не успевал на электричку и оставался ночевать в гримерке. Когда Роме в очередной раз отказали в выделении жилья, он ринулся к Гундаревой на дачу. Адреса не знал, только название подмосковной станции. Приехал, спросил у таксистов: «Где Гундарева живет?» - и они сразу отвезли его к ней. Наташа моментально собралась и поехала с Мадяновым в Москву, к чиновникам.
- После смерти Натальи Георгиевны ее супруг Михаил Филиппов, тоже актер Маяковки, женился на другой актрисе вашего театра и другой Наташе - Васильевой. Почему у вас в труппе образовывалось так много семей?
- Лазарев и Немоляева, Костолевский и Романова, Фатюшин и Мольченко, Гундарева и Филиппов, Сергей Рубеко и Светлана Кузнецова. Мои первая и вторая жены - Елена Козлитина и Ольга Прокофьева - тоже актрисы нашего театра... Дело в том, что наш тогдашний худрук Гончаров любил, когда много любви вокруг. Называл нас не актерской труппой, а бандой, но с уважением. И подчеркивал: «Если вокруг нет любви, не зарождаются браки, значит, театр заканчивается». После Гончарова коллектив возглавил Сергей Арцибашев, ныне уже покойный. Не все его любили, тем не менее он поставил несколько очень хороших спектаклей.
- Например, «Три сестры».
- Когда он затевал работу над «сестрами», просил подавать заявки на любые роли. Ну, я лихо вызвался сыграть главную - Вершинина. Начал репетировать, но в результате на премьере выступил сам Арцибашев. Театральный критик и телеведущий Виталий Вульф после показа ему сказал: «Сережа, это совсем не ваша роль. Ее Соколов гораздо лучше бы исполнил». Сам Вульф мне потом это пересказывал. Он, кстати, считал меня по молодости красавцем. Он ведь, как я понимаю, был другой ориентации. А Арцибашев сразу мне позвонил и сказал: «Готовьтесь играть Вершинина». За одну ночь мне сшили и костюм, и мундир. Но работа в этом образе меня самого не устраивала, и в результате я сам отказался от роли.
Их ласковый и нежный зверь
- В первый раз Соколов женился на коллеге Елене Козлитиной. У них родилась дочка, которой сейчас 35 лет. Анна стала юристом-международником и успела побывать замужем за итальянцем. Родила сына Даниэля, которого бабушка и дедушка зовут Данькой.
- После развода Соколов потерял голову от другой коллеги по театру - актрисы Галины Беляевой (на фото ниже), звезды фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Она тогда была замужем за хирургом Леваном Сакварелидзе, но принимала ухаживания Юрия и позволяла подвозить себя после спектаклей домой. Однако вскоре Соколов влюбился в новенькую девушку в труппе, Ольгу Прокофьеву, и женился на ней. Родился сын Саша, которому сейчас 27. «Мы очень давно с ним не общаемся, - вздыхает Соколов. - Это моя боль. Как с его мамой разошлись, все и кончилось. Дай бог, со временем мы найдем дорожку к сердцу друг друга».
- Сейчас Юрий женат на Наташе, режиссере и актрисе Театра «Вернадского, 13». «Она на 23 года меня моложе, но я совсем не чувствую разницы в возрасте. Утром, в день ее 30-летия, повел ее в парк. Вдруг по аллее на белом коне с белыми ботфортами скачет галопом всадник. Подскакал к нам и говорит: «Наталья Николаевна, поздравляю!» - и подарил роскошный букет роз. Наташа была счастлива, у нее глаза как блюдца стали. Это был мой друг-каскадер». Сейчас Наталья не работает, занимается воспитанием их с Юрием детей. Артуру, который учится в художественной школе Сергея Андрияки, 13 лет. А Савве, занимающемуся в футбольном клубе «Москвич», 11.
Только факт
- Виталий Вульф похоронен на Троекуровском кладбище в Москве, неподалеку от могилы своего гражданского мужа - режиссера и балетоведа Бориса Львова-Анохина.