Дидье Маруани: «Киркоров ведёт себя жалко, как вор!»
Грандиозное турне по СССР в 1983 году с полными стадионами, первое за всю историю выступление на Красной площади в начале 90-х. Он любит Россию, и та отвечает ему взаимностью. В начале этого года прошел очередной тур, посвященный юбилею группы Space. Но 66-летний Дидье Маруани не только творит, он борется - за свою честь и свои права. Продолжается судебное разбирательство с Филиппом Киркоровым по поводу песни «Жестокая любовь», в которой Маруани услышал подозрительно знакомые ноты... «Экспресс газета» пообщалась с всемирно известным артистом.
- Дидье, про конфликт с Филиппом мы еще поговорим. А пока позвольте от всей души поздравить вас с днем рождения, которое было накануне. Если не секрет, где праздновали, кем? Что вам подарили?
- Спасибо, за поздравления! Отмечал в Италии с близкими друзьями, которых знаю по 55, 60 лет с самого детства. Было 15 человек. Такие мероприятия устраивают не ради
подарков, а чтобы встретиться и ощутить дружбу и любовь, но меня все-таки побаловали всякими куртками, майками, рубашками, кремами и так далее.
- В России к вам тоже относятся как к другу. Когда у вас проявился интерес к нашей стране?
- Еще в молодости я читал русские книжки, переведенные на французский. Достоевского, других авторов. А профессионально это случилось в 1982 году, когда я встретился в советском посольстве с тогдашним министром культуры СССР, который рассказал, как моя музыка популярна у вас и пригласил приехать. Это было незабываемо! Со мной приехало 40 человек, мы привезли огромное количество аппаратуры. Тогда синтезаторы не умели записывать музыку, все от первого до последнего звука на сцене извлекалось прямо сейчас. Был дан 21 концерт в разных городах – Москве, Ленинграде и Киеве, всего было продано 600 тысяч билетов. И это в стране, которая, как считалось, оградилась от всего мира.
- Именно тогда вы полюбили икру?
- Да, и красную, и черную. Ну, и еще немножко водку.
- А как прошел ваш недавний гастрольный тур по России в феврале-марте этого года?
- Великолепно! Мы побывали во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге и, конечно, в Санкт-Петербурге и Москве. Был аншлаг, мы выступали в залах вместимостью до семи тысяч человек. Концерты длились по два часа, но еще час после этого я общался с публикой, раздавал автографы, подписывал диски… Очень приятно, когда тебе говорят: «Мы ждали вас сорок лет и вот, наконец, вы здесь!». Но не менее приятно видеть уже третье поколение россиян, которые приходят на концерт.
Король ремейков
- Вы ведь знакомы и со многими российскими артистами?
- Да, в России много талантливых людей. Когда я приезжаю в Москву или Петербург, стараюсь кого-то пригласить выступить со мной. Например, в марте на моем концерте играл замечательный саксофонист Игорь Бутман. А пару лет назад на юбилее моего хорошего друга, классического пианиста Юрия Розума, мы с ним играли на фортепьяно в четыре руки. Я обожаю такой культурный симбиоз.
И, конечно, помню, как в 90-е тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков разрешил мне выступить на Красной площади. На тот концерт я пригласил великую Аллу Пугачеву. Я даже был у нее в гостях. Предполагалось, что буду писать для Аллы музыку. Этого не произошло, но наше общение вспоминаю с удовольствием.
- Алла Борисовна для нас - как для Франции Мирей Матье. Только ваша звезда ни разу не была замужем, а наша меняла мужей как перчатки. Вы познакомились с ее тогдашним мужем?
- Тогда с мужем, кажется, не встречались, но я знаю, что в 90-х у нее был муж… как же его звали? (Дидье шутливо делает вид, что вспоминает. - М. П.) Ах да! Филипп Киркоров!
- Давайте теперь поговорим об этом тоже очень популярном артисте.
- Киркорова не знают нигде в мире - ни во Франции, ни в остальной Европе. Да, он сделал хорошую карьеру в СССР и в России - это бесспорно. Но такими методами, которые не нравятся не только мне, но и еще очень многим людям. Он сделал адаптации американских, английских, французских песен, и я очень сомневаюсь, что на эти 90 песен было получено разрешение. А есть такие, в этом я уверен, на которые разрешение не было получено. Именно поэтому я решил ввязаться в бой. Россия ведь не Африка! Она подписала конвенцию об авторских правах и должна их соблюдать.
- Можете привести примеры?
- У Киркорова в репертуаре есть четыре французских суперхита. Два из репертуара Далиды, Salma ya Salama и Io T'amero («Я буду любить тебя»), а также Pour Un Flirt («Ради флирта») - эту песню исполнял Мишель Дельпеш, и Alexandrie Alexandra, которую пел популярнейший Клод Франсуа (певец трагически погиб в 1978 году. - М. П.). Авторы этих произведений либо мои друзья, либо хорошие знакомые. Ни на одну из этих адаптаций Киркоров не получил разрешения. В частности, на заседании Таганского суда я показывал письмо от автора песни Pour Un Flirt, который утверждает, что не было ни разрешения, ни авторских отчислений. Есть и другие аналогичные письма.
- Но все же Филипп исполняет и вполне оригинальные песни. Как, например, «Ибица», где в клипе окунает своего коллегу Николая Баскова в дерьмо - в буквальном смысле этого слова.
- О, я видел этот клип! Это, конечно, дело Киркорова, но я считаю, что нельзя такое снимать, нельзя так издеваться над зрителями, как делает этот господин, если его, конечно, можно назвать господином.
25 лет беззакония
- О вашем задержании в 2016 году при передаче денег со стороны Киркорова и Добровинского, которые вы у них якобы вымогали, написано уже много. Вы сказали, что вам не было страшно.
- Мне нечего было бояться. Я к вам в страну приезжаю 36 лет и прекрасно понимал, что никто мне не выстрелит в голову или в ногу. К тому же это ведь не я тогда требовал материальной компенсации, они сами мне предложили! А меня сначала держали пять часов в этом банке, потом до утра - в полиции (в Главном следственном управлении ГУ МВД России по г. Москве. - М. П.). Нами была подана жалоба в Европейский суд по правам человека, и недавно поступила информация о том, что жалоба была принята к рассмотрению.
- Если встретите Киркорова, как себя поведете? С кулаками на него не броситесь?
- Нет-нет, никакого насилия. Я джентльмен, в отличие от оппонентов. Киркоров ведет себя жалко, как вор. За кражу всегда наступает возмездие - если вы, к примеру, украли багет в булочной и убежали, рано или поздно вас схватит полиция. Он делает вид со своими адвокатами, будто не понимает, о чем идет речь. А ведь уже в течение 20 - 25 лет идет беззастенчивая кража песен, не только моей - и этому надо положить конец. Я хочу, чтобы все поняли: я в суде сражаюсь вовсе не против России. Я пока еще верю в российское правосудие. Сражаюсь за то, чтобы в России соблюдались авторские права. Так будет лучше для всех.
Отняли имя и душу
Дидье уже приходилось сражаться за свое доброе имя. После выпуска третьего альбома Space планировали дать большой концерт под Эйфелевой башней. «Над этим проектом мы работали полгода, - рассказывал Маруани. - Мой тогдашний продюсер решил отменить концерт за 20 дней. Я был разъярен и покинул группу. После этого он зарегистрировал на себя название группы Space и таким образом отнял у меня имя и душу… Вот почему советский тур 1983 года назывался Didier Marouani SPACE & PARIS FRANCE TRANSIT. Только в 1989 году решением суда мне было возвращено имя группы.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов