Не родись красивым: лучшие фильмы Андрея Харитонова
На экране он был тем самым «плохим хорошим парнем», перед обаянием которого невозможно устоять - как невозможно было устоять перед обаянием Ретта Батлера в «Унесенных ветром» или обаянием Мейсона Кэпвелла в «Санта-Барбаре». А между тем он был из простой киевской семьи – мама учительница, папа инженер. Променяв физмат на театральный, Андрей Харитонов сделал ставку не только на свой талант, но и на внешность тоже – и недаром его называли одним из первых секс-символов Советского Союза.
«Овод» (1980)
Благодаря Андрею Харитонову роман Этель Лилиан Войнич стал настольной книжкой советских школьниц – именно о нем (точнее, о его герое, романтичном революционере Артуре-Феличе), они грезили по ночам.
Харитонова взяли на эту роль, еще когда он учился в институте, – и слава, обрушившаяся на актера, была так велика, что, по его же собственным словам, «даже кошки падали в обморок», когда видели его на улице.
Сам Андрей Игоревич не скрывал, что и в институт, и в этот фильм его взяли «за фактуру». Но «фактуру» (то есть внешность) еще надо было чем-то подкреплять. Харитонов говорил, что профессии научился прямо на съемках, у своего партнера Сергея Бондарчука.
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982)
80-е – время рок-опер. За два года до знаменитых «Юноны и Авось» Марк Захаров поставил на сцене «Ленкома» «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» - а несколько лет спустя ее перенес на большой экран Владимир Грамматиков. Роль «чилийского Робин Гуда», которого в театре играл Александр Абдулов, досталась Андрею Харитонову. К сожалению, именно тогда актер начал пить – «…Смысл выражения «с утра выпил, весь день свободен» я проверил на собственном опыте». Возможно, именно поэтому все вокальные партии доверили другому исполнителю.
«Ванина Ванини» (1983)
Тему благородных карбонариев Харитонов продолжил в телеспектакле по роману Стендаля. За ним закрепилось амплуа «советского иностранца» - кстати, Андрей Игоревич, в отличие от большинства своих коллег, стал ездить за границу почти сразу же – «Овод», например, снимали в Италии, а одну из наград «за лучшую мужскую роль» ему вручили в Монте-Карло.
«Тайна черных дроздов» (1983)
Последняя «звездная» роль Харитонова случилась всего через три года после дебюта. В экранизации детектива Агаты Кристи он сыграл наследника-миллионера Ланса Фортескью, любителя женщин и главного негодяя. Эта роль была написана специально под актера: сценаристы поинтересовались, согласится ли он играть отрицательного персонажа, и услышав в ответ «да», предложили ему материал. Из всех своих фильмов Харитонов выделял именно «Тайну…».
«Жажда страсти» (1991)
В те времена, когда в пустующих кинотеатрах стали открывать мебельные салоны, Андрей Харитонов решил попробовать себя в режиссуре и снял «Жажду страсти», эротический, если можно так сказать, фильм ужасов, с литературной основой Брюсова, музыкой Игоря Крутого, и Анастасией Вертинской в главной роли. Ради этой картины Харитонов уволился из Малого театра, но ни о чем не жалел – он считал, что снял первый «гламурный» фильм в новейшей российской истории.
Источник фото: кадр из фильма,Межевич Владимир/ ITAR-TASS