Зыкина встречала Славу Зайцева в лифчике и шёлковых трусах
19 июня 1982 года в Москве на проспекте Мира открылся Дом моды Вячеслава Зайцева. Дата не круглая, но знаковая: 37 - возраст, когда многое переосмысливается. В этот день хочется вспомнить яркие моменты и интересные встречи. А их в истории всемирно известной лаборатории стиля было немало. И хочется верить, что кузнеца красивой жизни не накроет кризис среднего возраста, а его создатель будет здоров и полон идей. С днем рождения!
Уже несколько лет, оставив пост главного редактора журнала «Лиза», я работаю PR-директором Дома моды Вячеслава Зайцева. Но сначала мне повезло стать его клиенткой. Когда появилась возможность и возникла необходимость подчеркнуть статусность, я отправилась на проспект Мира снимать мерки. Мой первый заказ - лаконичное коктейльное платье из черного шелка. Когда на неофициальном приеме я предстала в нем перед немецкими боссами, те зацокали языками, оглядывая меня со всех сторон: «Hugo Boss?» На что я с гордостью сообщила, что есть такой Russian Fashion Designer Слава Зайцев. Теперь, когда он действительно стал моим боссом, я очень ценю моменты, когда можно посидеть с Вячеславом Михайловичем за чашкой кофе и послушать истории из его богатой на события жизни. Которыми я с удовольствием поделюсь с вами, дорогие читатели.
Уши Фурцевой
Вячеслав Зайцев всегда придерживался принципа, сформулированного Александром Грибоедовым: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Модельеру предлагали стать придворным портным многие - от генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева до первой леди Раисы Горбачевой, но далеко не со всеми он соглашался работать. На вопрос кутюрье, почему Раиса Максимовна везде заявляет, что шьет наряды у него, та удивленно вскидывала брови: «А разве вам это не приятно?»
Зайцев рассказывал, как однажды делал что-то для дочери Алексея Косыгина, председателя Совета министров СССР. Когда все было готово, важная дочка пригласила модельера в театр. Прощаясь, она вручила Зайцеву конверт с гонораром. Сумма оказалась меньше оговоренной: из нее вычли стоимость билета. Кстати, именем Косыгина назовут текстильный институт, который в 1962-м окончил Вячеслав Зайцев.
Без преувеличения любимой его клиенткой была Екатерина Фурцева, министр культуры. К модельеру она обратилась накануне торжеств, посвященных десятилетию полета Юрия Гагарина в космос. Зайцев сшил маленькое черное платье, которое ей удивительно шло. По его рекомендации она проколола уши и стала носить бриллианты.
В Дом моды неоднократно приезжала Людмила Путина. А для Светланы Медведевой модельер делал эскизы и отправлял их в ателье, где шьют костюмы первым лицам.
Бюст Вишневской
Первые сценические костюмы Вячеслава Зайцева публика увидела в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Театра сатиры. Модельер стремился объединить театр и моду. Так небесно-голубое атласное платье графини Розины получило изысканную драпировку, алый костюм слуги - украшение из маленьких круглых зеркал, а черный бархатный колет - короткая куртка Фигаро - шитье золотыми нитями.
Во время работы над спектаклем модельер познакомился с Верой Васильевой. Она была примой, лауреатом двух Сталинских премий. Зайцев перед ней откровенно робел, и, когда во время примерки ему понадобилось отрезать часть кружев в области декольте, он не знал, как это ловчее сделать. «Работайте, Славочка, спокойно», - мягко подбодрила его Вера Кузьминична.
С тех пор актриса и модельер дружат. Зайцев создал для нее еще один интересный сценический образ - графиню в «Пиковой даме» в Малом театре. Изначально Андрей Житинкин отдал эту роль Элине Быстрицкой. «Разминая» спектакль, режиссер вспомнил поставленный когда-то на сцене Малого театра спектакль, где графиня-бабушка все время пребывала в инвалидной коляске. Элине Авраамовне это категорически не подходило. «Быстрицкая ходила только на высоких каблуках! Ни о какой коляске и речи быть не могло», - вспоминает модельер. Для графини он подготовил эскизы с роскошными платьями, в том числе с алым. К сожалению, планы актрисы изменились, и она уехала лечиться, а роль графини предложили Вере Васильевой, которая справилась с ней блестяще.
Одним из постоянных клиентов Дома моды был Дмитрий Хворостовский. Оперный певец приехал в ателье индивидуального пошива с первой супругой, Светланой Ивановой. Он еще не носил фирменную белоснежную шевелюру и казался непричесанным, а при каждой улыбке сверкал золотым зубом. Хворостовский выглядел немного провинциально, поэтому и обратился к маэстро моды с просьбой составить ему гардероб для поездки в Италию. «Первый сюртук для Дмитрия я сшил из ткани типа кримплена. Он получился невероятно тяжелым, но Дмитрий носил его с удовольствием и считал талисманом. И очень переживал, когда чемодан с сюртуком украли в аэропорту в Париже».
Оперные звезды Елена Образцова и Галина Вишневская тоже были завсегдатаями Дома моды. Сотрудники ателье вспоминают соленые анекдоты, бесподобно звучавшие в исполнении Образцовой. Царственная Вишневская тоже не изображала диву. У нее был довольно выдающийся бюст, и она заказывала бандажи, чтобы грудь выглядела аккуратно.
Людмиле Касаткиной Зайцев сшил платье на юбилей. К наряду подобрали горжетку из белого песца. Договорились, что после торжества эта вещь вернется в Дом моды. Но Касаткина не смогла с ней расстаться, и кутюрье без раздумий подарил коллекционную горжетку прекрасной актрисе.
Для коллектива Надежды Бабкиной к 40-летию театра «Русская песня» Вячеслав Михайлович придумал костюмы в черно-белой гамме, что было весьма неожиданно.
Бедра Толкуновой
Платье-балахон Аллы Пугачевой - также родом из Дома моды. Ярко-красная размахайка появилась в фильме «Женщина, которая поет», когда для активно перемещающейся по сцене певицы искали костюм, не стесняющий движений. «Балахончик», - называла его Алла Борисовна.
Певица Эдита Пьеха бережет все концертные наряды, созданные в Доме моды. Именно Вячеслав Зайцев нашел для нее узнаваемый всеми образ: летящие шифоновые платья, накидки и обязательная брошь-цветок. Илона Броневицкая, дочь Эдиты Станиславовны, утверждает, что первый цветок был приобретен в магазине школьных товаров и доведен до ума при помощи ножниц, клея и булавок.
Еще одна чудесная певица, Валентина Толкунова, заказывала не только концертные, но и почти все повседневные наряды. Она стеснялась небольшого несовершенства своей фигуры - тяжелых бедер. В ателье придумали особый фасон: короткая туника и легкий, но объемный жакет. Такой наряд смотрелся на Валентине Васильевне очень стильно.
10 июня поклонники творчества Людмилы Зыкиной отметили 90 лет со дня ее рождения. А ведь она тоже клиент Зайцева. Правда, наладить отношения удалось не сразу. Людмила Георгиевна обожала яркие платья. У нее был свой мастер, которая делала костюмы из парчи с богатой отделкой камнями, вышивкой, мехом. Но Вячеслав Михайлович это «богачество» не одобрял и наотрез отказывался работать в Зыкиной. И тогда она попросила модельера приехать к ней домой. Тот случай он описывал так: «Когда я поднялся на этаж, обомлел: Людмила Георгиевна стояла в дверях в одном белье, с распущенными волосами». - «Теперь ты видишь, какая я есть без всяких прикрас. Будем работать?» - сказала она. Зайцев придумал для Зыкиной простое платье четких линий, которое делало фигуру стройнее. «Но потом она не выдержала и нашила на него любимые ромашки», - смеется маэстро.
Еще одна звездная клиентка, Тамара Гвердцители, всегда выбирает яркие декорированные наряды и обязательно добавляет что-то от себя. Но у нее хороший вкус - это выглядит не вульгарно.
Особые отношения у Вячеслава Михайловича с Бари Алибасовым. Познакомились в 1980-х, когда Бари Каримович руководил «Интегралом». Он попросил сделать для его участников что-то оригинальное, дерзкое. Когда «Интеграл» распался, модельер переключился на «на-найцев». В их сценическом гардеробе около 300 костюмов от Зайцева. Кутюрье называет друга человеком с железной дисциплиной. В группе «На-на» он установил буквально армейскую дисциплину. На всех Неделях моды Алибасов сидит рядом с маэстро. Дай бог ему поскорее поправиться!
Поменял Новогиреево на «Динамо»
С легендарными женщинами Екатериной Фурцевой и Валентиной Терешковой связан квартирный вопрос Вячеслава Зайцева. Первая помогла модельеру получить «однушку» в Новогиреево, а вторая поспособствовала ее обмену на квартиру на «Динамо».
«Перед Валентиной Владимировной, женщиной-космонавтом, я благоговел, - делится модельер. - Познакомился с ней по рекомендации Фурцевой. Но мне очень не понравилось, как она одета. Сшил платье в горох, потом синие жакет и юбку. Так и обратил в постоянные клиентки».
«Склероз и климакс»
Зайцев - художник по костюмам в таких известных фильмах, как «Иван Васильевич меняет профессию», «Служебный роман», «Отель «У погибшего альпиниста» и многих других. Особенно запомнилась ему первая большая работа - картина Григория Александрова «Скворец и лира».
«Я был влюблен в Любовь Орлову и страшно робел, узнав, что предстоит с ней общаться», - признается маэстро. Но все обошлось: Любовь Петровна оказалась милой, открытой, часто приглашала к себе домой на обед. В 72 года она согласилась на провокацию: сыграла 20-летнюю девушку. Удивительно, что ее лицо даже не потребовало большого грима! Но вот руки выдавали возраст. И тогда модельер придумал к каждому образу перчатки. Сам Зайцев сыграл тогда официанта в эпизоде. Картину в кинокругах в шутку называли «Склероз и климакс». Жаль, что фильм не вышел в прокат: это была последняя картина Григория Александрова с Любовью Орловой.
Фото Киры Бурениной