Даже отец Алсу не смог купить ей победу на «Евровидении»

Алсу и Сергей Лазарев. Фото: Globallok, Евгения Гусева

Как бы ни стебались серьезные критики над «Евровидением», но вот уже 63 года оно остается ярким музыкальным событием

Про уродов и звездей

Алсу не покупала второе место - папа мог заплатить лишь только за участие. Сейчас это стоит больше €100 000.

- Услышал тут, как в рекламе Лазарев называет «Евровидение» «главным музыкальным конкурсом мира»! Абсурд полный! - с пол-оборота завелся Соседов. - Ладно б еще, «главный попсовый», но никак не музыкальный. Что же тогда такое конкурс Шопена или Чайковского?

- Давайте сразу о цифрах. Знаете, сколько стоит участие артиста в «Евровидении»?

- Конкурс был коммерческим всегда. Проводит его Европейский вещательный союз. И проходит он в складчину. Помню, когда в 1994-м Россия впервые решила участвовать в конкурсе и послала Машу Кац, цена вопроса была 60 тысяч долларов. Сейчас «скидываются» больше чем по 100 тысяч евро. Маша, кстати, прекрасно тогда выступила! Это одно из лучших выступлений на «Евровидении» среди наших конкурсантов. «Вечный странник» - очень европейская песня. Юдифью Маша стала только для конкурса, потому что ее имя было непонятно для европейского слушателя. А Юдифь - на всех языках понятно. Известная в узких кругах в России Кац с ходу попала в десятку, заняв девятое место: неплохой результат для новичка!

Сейчас 46-летняя Маша Кац (наша первая участница на «Евровидении») работает вокальным продюсером в МХТ им. Чехова. Живёт с 19-летней дочкой, которую родила от депутата Сергея Петренко. Серафима хочет быть певицей. Фото: Instagram.com

- Чтобы запомниться, важно устроить яркое шоу. Кто бы из наших мог действительно зажечь - так это Филипп Киркоров. Но перьев, кордебалета и расшитых стразами костюмов у него во время выступления на «Евровидении» почему-то не было...

- Филипп представлял Россию в 1995-м с песней «Колыбельная вулкану». Хорошая, кстати, композиция, но совсем не хитовая. А о шоу тогда даже речи быть не могло! Изначально «Евровидение» было именно песенным конкурсом. Любая театрализация находилась под категорическим запретом. Исполнитель должен был стоять как вкопанный. И никаких самодвижущихся конструкций! Петь можно было только лирические баллады.

В нулевых все изменилось. Конкурс потерял аудиторию из-за своей пресности. Стали допускать новые жанры. Рок например. Появилось и шоу. К тому же до 1999-го можно было петь только на языке своей страны. Потом разрешили использовать любой, и наши стали выбирать английский.

Пугачёва позволила себе много лишнего

- Пугачева выступала до нововведений и заняла 15-е место. Может, тоже из-за отсутствия шоу?

- Ну что вы! Во-первых, песня «Примадонна» тяжеловесная и сложная. А нужен хит с простыми фразами, который быстро запоминается. Кстати, когда Алла Борисовна на словах «поднимаю бокал за счастливый финал» изобразила из микрофона рюмку - это был отход от тогдашних правил. То есть даже этого делать нельзя было. Добавление смеха в исполнение - тоже неформат.

- Обидно, наверное, когда на родине ты суперзвезда, а в Европе тебя никто не знает…

- Шумихи вокруг Пугачевой действительно не было. Ее знали лишь в Скандинавии, так как она сотрудничала какое-то время с группой АВВА и выпустила там англоязычный альбом.

Шумиха была на родине. Пугачева запустила утку, что якобы ее участие в конкурсе случайно. Мол, собирался ехать Валерий Меладзе, но заболел, и она решила спасти страну. Чушь, рассчитанная на лохов! Вся карьера Аллы Борисовны строилась на мистификации и лжи.

- Удивительно: мало кому известный Петр Налич, которому пророчили самое низкое место, занял строчку выше мэтров.

- Болтали, что он непрофессиональный певец, плохой артист, неотесанный мужлан и вся его музыка - цыганщина, кабатчина и чуть ли не позор. Так и не научились мы ценить свое, родное, и смотрим всё куда-то на Запад, где нас никто не ждет. Восхищаемся тамошними кумирами, подражаем им, не желая замечать настоящих самородков в собственной стране. Таких, как Налич и его друзья. Петр эмоционально и в то же время по-мужски спел трогательную композицию Lost And Forgotten («Потерянный и забытый»).

«Татушки» умели устроить шоу, но голосово до победы не дотягивали. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Возраст сцене не помеха

- В связи со скандалом на «Голос. Дети» заговорили о том, что второе место Алсу на «Евровидении-2000» могло быть куплено. Что скажете?

- На этом конкурсе котируется только первое место. Я точно знаю: никто там ничего купить не может! Единственное - Алсу, точнее, ее папа мог оплатить само участие. Понятно было, что в Европе у певицы не будет успеха: там таких лирических героинь - тысячи.

- Ну, а что про «татушек» думаете. Они, как и Алсу, вошли в тройку.

- «Тату» - искусственно сделанный проект. Их успех в Европе мне непонятен. Музыкально скучно. Поэтому и просуществовали они относительно недолго. На «Евровидении-2003» девочки спели отвратительно. Третье место им дали авансом, потому что за границей их знали. Поскольку в «татушек» вложили огромные деньги. В том числе Первый канал. После того финала они обрушились на Европу - мол, не оценили их, засудили. Если бы не хорошая реклама, «Тату» оказались бы далеко во второй десятке. Где сейчас Лена Катина и Юля Волкова со своими «чумовыми хитами» и «уникальными сильными голосами»?

Монстр из группы Lordi. Помните его? Фото: © «ИТАР-ТАСС»

- После «Тату» на конкурс отправили Юлию Савичеву. Ее 11-е место - это позор?

- Композиция Believe Me, написанная Максом Фадеевым, официально включена Европейским вещательным союзом в Топ-50 лучших песен за всю историю «Евровидения». Разве ж это провал?

- Победа на счету России одна - Билан с песней Believe в 2008-м. Дима выступал и в 2006-м, но занял второе место. По-вашему, чего ему тогда не хватило?

- Всё у него было. Он абсолютно европейский артист. Оба его выступления прекрасны. И в 2006-м он должен был выиграть, но политическая ситуация тогда была не в нашу пользу. И первое место взяла финская хард-рок-группа Lordi. Смешно просто: уроды с того света в масках выиграли у настоящего таланта!

- Второе место у «Бурановских бабушек» в 2012-м заслуженное?

- «Бабушки» были очень вдохновенны, задорны, а номер - органичен им самим. Они смотрелись не фальшивыми актерками, а самими собой. Это самое дорогое. От России на «Евровидении» уже были все: и юные исполнители, и мэтры. Нужно было что-то новое, и «Бабушки» стали этим новым. Они показали: сцена не знает, что такое возраст. Но! Один профессионально подготовленный номер для конкурса не сделал из «Бабушек» высококлассных артистов.

Сёстры Толмачёвы зря сцеплялись хвостами. Фото Ларисы Кудрявцевой

- Пожалуй, самые скучные выступления были у Дины Гариповой в 2013-м и сестер Толмачевых на следующий год. Согласны?

- Толмачевы - милые девушки как бы с улицы. Они показали Европе чистоту, целомудрие и искренность. Сам номер был сделан очень грамотно. «Евровидение» в последнее время использует много технологий. Как музыкальных, так и сценографических: замысловатые конструкции (Лазарев в этом три года назад обошел всех!), фейерверки, проекции, мониторы. Толмачевым надо было соответствовать постановке, вписаться в нее. Они старались, конечно. Но волнение и неопытность сказывались, это было видно. Вокал девушек, особенно в припевах, усиливали мощнейшими бэк-вокальными партиями. Пели вроде бы Настя и Маша, а мы слышали многоголосый хор. У девчонок же нет ни крепких «низов», ни грудных нот на опоре. Они поют больше на связках. Толмачевы заняли седьмое место, хотя с таким пением можно было дать в лучшем случае семнадцатое.

- Тогда, в 2014-м в Копенгагене, выиграла «женщина с бородой» Кончита Вурст. Вы один из немногих кто этой победе порадовался.

- Мы должны оценивать выступление, а не смотреть, есть у него борода или нет. Кончита дала фору всем женщинам на том «Евровидении» по качеству вокалу. Композиция про феникса - роскошная. Одна из лучших на конкурсе! И спел он ее без бэк-вокала, в отличие от большинства участников. У него великолепный тембр. В Кончите столько тонкости, женственности... А как она носит платье? Мало какая женщина сможет так же.

- Даже Полина Гагарина, занявшая в Вене в 2015-м второе место?

- Полина на пике славы. Тогда никто не сомневался, что на конкурс поедет именно она. Публичного голосования не было. Над песней «Миллион голосов» работали Константин Меладзе и Филипп Киркоров. Последний, к слову, финансово и советами помогал на «Евровидении» много кому: и Дмитрию Колдуну, выступавшему от Белоруссии в 2007-м, и Ани Лорак, представлявшей Украину. К Гагариной не придерешься с точки зрения вокала. Но ее песня однообразная, слишком голосовая. Гагарина - довольно ординарная певица, у нее нет своей фишки. Для победы нужны индивидуальность, харизма. Но сейчас личностей нет, нет больших певцов масштаба Руслановой, Шульженко, Магомаева. Ведь больших артистов не создают продюсеры, академии или телевидение. Их рождает время. А оно у нас такое, какое есть. Увы...

А может, действительно Бузова в следующем году споёт на «Евровидении»?.. Фото Бориса Кудрявова

Позорный трюк

- Посылать Юлию Самойлову в инвалидном кресле - это спекуляция на чувствах, попытка разжалобить?

- Мне трудно влезть в головы тех, кто посылал Самойлову на конкурс. И трудно понять Юрия Аксюту, который заявил тогда, что Юлино выступление блестящее. Ну да - а мы с вами слепые и глухие, получается. Выступление Юли было абсолютно непрофессиональным с точки зрения музыки, а для страны - позорным. Певица впервые за всю историю российского участия в конкурсе не попадает в финал! Просто политический трюк Первого канала не удался ни в 2017-м, когда Украина не пустила на конкурс Самойлову, ни в прошлом году.

- Почему вообще у нас исполнителя выбирают два канала - Первый и «Россия»?

- В Европе, в большинстве своем, решают зрители. У нас один - два раза дали народу выбирать, но все равно поехал назначенный каналом участник. Тяжело устроить народное голосование, когда страна огромная, разные часовые пояса. Вот и определяет узкий круг. Кандидатура также согласовывается Администрацией президента.

- Как оцениваете шансы Сергея Лазарева на победу?

- Честно, я вообще не понял, зачем его опять послали. Сережа уже показал себя. У нас нет других певцов?! Песня, с которой Лазарев поехал за реваншем, - мощная, яркая. Но она слишком традиционная для "Евровидения". Спасти может только ОЧЕНЬ крутая сценография. Сегодня, чтобы побеждать нужно удивлять.

- Кого бы сами послали в этом году?

- Точно не Ольгу Бузову, как кто-то, видимо, шутил. Она бездарна, у нее нет ни слуха, ни голоса. Я бы отправил на "Евровидение" Сергея Шнурова. Он со своим ярким стебом и матерщиной идеально вписался бы в новый европейский музыкальный формат. Это был бы еще и наш политический ответ Европе. К тому же Сережа обаятелен,  артистичен, брутален, сексуален, а это немаловажные качества для победы.  Кроме того, Шнуров является сегодня отражением народного музыкального вкуса и в какой-то степени олицетворением нынешней России.

Юрий Лоза. Фото Анатолия Жданова/«Комсомольская правда»