Истории Анатолия Папанова, Валентина Литовского, Павла Луспекаева и других актеров-фронтовиков, сражавшихся за Родину, вспоминает «Экспресс газета».
Анатолий Папанов
С первых дней войны Папанов попал в пекло боев. Анатолий успел дослужиться до старшего сержанта, в 1942-м был комиссован: под Харьковом его взвод оказался под обстрелом, большая часть солдат погибла. Анатолий же был ранен осколком в ногу — оторвало два пальца. После шести месяцев лечения Папанов вернулся в Москву и подал документы в ГИТИС. На вступительные экзамены он пришел, опираясь на палку, но клятвенно пообещал худруку вуза: «Вы не заметите мой хромоты». И сдержал слово: многие однокурснике даже не догадывались, что перед ними — инвалид третьей группы.
Зиновий Гердт
Под Харьковом закончилась война и для «Зямы», как окрестили артиста сослуживцы. В 41-м Гердт после краткосрочного обучения саперному делу добровольцем ушел на фронт. Зимой 43-го стралей Храпинович (настоящая фамилия артиста) получил тяжелое ранение при разминировании поля для прохода советских танков. Одиннадцать операций потребовалось врачам, чтобы спасти ногу Зиновия Ефимовича — она стала короче здоровой на 8 сантиметров, из-за чего артист навсегда оказался «награжден» хромотой. Что, впрочем, не помешало Гердту сыграть в десятках фильмов.
Гуля Королева
«Бабы рязанские», «Дочь партизана», «Я люблю» — в этих лентах Гуля Королева снималась, будучи девочкой. Кино маленькая актриса оставила, окончив школу: поступила в гидромелиоративный институт, вышла замуж. С началом войны перебралась в Уфу, где родила сына, — и ушла на фронт в 42-м. Спустя несколько месяцев санинструктора Королевой не стало, но ее подвиг навсегда остался в памяти и лег в основу книги «Четвертая высота». 23 ноября, во время боев, она спасла полсотни раненых, повела за собой солдат вместо убитого командира, уничтожила 15 немце, первой ворвавшись во вражеские окопы, и не прекращала сражаться, даже получив тяжелое ранение. Награждена орденом Красного Знамени — посмертно.
Борис Ясень
Хулиган Мишка Квакин из фильма «Тимур и его команда» на момент съемок был самым старшим из ребят — к началу войны достигнув 18-летия, Ясень отбыл на фронт. К роли «грозы местных садов и огородов» артист вскоре возвратился, сыграв в ленте 1942 года «Клятва Тимура», и вновь вернулся к военным обязанностям. (Согласно другим источникам, точных данных о времени призыва юноши нет). С 43-го Борис Ясень числится пропавшим без вести.
Павел Луспекаев
В партизанский отряд Луспекаев попал 16-летним. Во время разведоперации получил ранение разрывной пулей в руку. Грозила ампутация, но юноша не позволял хирургу приступить к операции, пока тот клятвенно не пообещал попытаться сохранить конечность. Крайней меры избежать удалось — и все же партизанское прошлое напомнило о себе, когда Павел Борисович уже стал актером. В годы войны ему однажды пришлось несколько часов лежать в снегу без движения, что привело к обморожению ног. В 20 с небольшим лет у Луспекаева развился атеросклероз, после 35-ти болезнь обострилась настолько, что пришлось отнять пальцы и часть ступни. В «Белом солнце пустыни» артист снимался уже после тяжелой операции и восстановления — вскоре после премьеры ленты Павла Борисовича не стало.
Валентин Литовский
Лишь одна запись в фильмографии Валентина — роль Пушкина в фильме «Юность поэта». Мечты и планы — поступить в ГИТИС, стать режиссером, продолжить карьеру в кино — оборвала война. Она же забрала жизнь 20-летнего Литовского: артист погиб под Минском летом 41-го. Не стало и его коллег по ленте — Мрузина, сыгравшего Пущина, Липкина — Дельвига — но молодые актеры продолжали сопровождать бойцов. «...в дивизионных тылах, а иногда совсем рядом с передним краем показывали фильм „Юность поэта“. <...> Бойцы стоят, прислонившись к стволам, или сидят на пеньках, а в полумраке мерцает полотно, натянутое между деревьями. И во весь экран — лицо юного Пушкина, и он становится им еще дороже... Фильм делал свое дело. Валентин Литовский, сраженный в белорусском лесу, продолжал воевать на Псковщине...» — вспоминал в книге Яков Хелемский.
Алексей Лярский
Уходя на войну, Алеша оставил жену, маленького сына и память о себе в кино — в роли молодого Максима Горького. «Выбрали мы Алексея Лярского, воспитанника детского дома, поразившего нас глубиной, вдумчивостью, лиричностью. Прекрасно прочитал он стихи Некрасова...», — вспоминал режиссер Марк Донской. После 41-го Лярский — уже не артист, а наводчик орудия, служащий на на Северо-Западном фронте. Именем погибшего в 1943 году Алексея была названа школа в деревне Кипино, где и похоронен «Алеша Пешков».