Константин Кинчев отказал Алле Пугачевой
Лидер группы «Алиса» Константин Кинчев уже 35 лет взрывает сцену, а самому рок-бунтарю 25 декабря исполнится 60. Этими поводами грех было не воспользоваться. И мы пригласили на разговор подругу бывшего хулигана и его супруги Александры - Иветту Шаньгину. Авторитетный психолог и гештальт-терапевт в свое время работала в фан-клубе «Алисы», а Константин любя называл ее Ветольдом.
- Иветта, как вы познакомились с семейством Кинчевых?
- С Сашей мы дружим года с 88-го. Тогда она была замужем за братом актрисы Светланы Амановой - Евгением. От него родила первую дочь Машу. А сама Светлана тогда была женой главреда «Московского комсомольца» Паши Гусева. В его газете работал не только Женя, но и мой муж. Однажды Женя с Сашей пришли к нам в гости. С тех пор мы и стали общаться.
- А с Константином?
- На тот момент он был женат на Анне Голубевой*, которая родила ему сына Женю. Но с Сашей у него уже начался бурный роман. Костя официально, с трудовой книжкой, оформил ее гримером в свою группу и брал на гастроли. После концертов Саша отправлялась к себе домой, а Костя ехал к себе. Конечно, Саша переживала. Жить вместе с Костей они стали где-то через год.
- Правда, что первая встреча Кинчева с Александрой Локтевой произошла в продуктовом магазине?
- У Саши была сестра Света, которая общалась с музыкантами «Алисы». Она и пригласила ее на концерт. После то ли в гримерке, то ли у кого-то на квартире Саша с Костей и пересеклись. Питерские барышни падали ему под ноги, а Саша одарила холодным высокомерным взглядом. «Московская ледышка» - так мысленно он, наверное, ее тогда назвал.
Позже они действительно встретились в гастрономе «Елисеевский». Кинчев вместе с Юрой Шевчуком из «ДДТ» стоял в очереди за портвейном, а Саша пришла купить шампанского. Они позвали ее бухать на крышу, но Александра отказалась. Позже призналась мне почему, хотя ей безумно хотелось. Просто она четко поняла, что если пойдет, то ничего серьезного у них не выйдет. Она дала Косте свой номер телефона и упорхнула. Вскоре он ей позвонил, пригласил в гости, и закрутилось.
- С кем оставалась маленькая дочь Александры Маша, когда мама уезжала с Кинчевым на гастроли?
- С бабушкой. А потом на протяжении нескольких лет с молодой няней Олей Авдеевой, поклонницей «Алисы». Саша одно время работала на телевидении. Сначала с Настей Рахлиной, вдовой Александра Башлачева (она недавно умерла, а перед смертью постриглась в монахини). Они вместе вели авторскую программу «Дама с ружьем в очках в автомобиле». Потом Саша участвовала в программе «Акулы пера», делала музыкальные новости на ТВ-6 и сотрудничала с Дмитрием Дибровым. Но жесткие, иногда бессмысленные правила телевидения ей надоели, и она ушла. «Это какой-то бред!» - ее любимая фраза тех лет.
- С сыном Евгением от первого брака Кинчеву удалось сохранить отношения?
- Костя проводил с ним выходные, брал на концерты. Сейчас Женя продает через официальный сайт «Алисы» атрибутику группы.
- Наверное, счастью Константина не было предела, когда родилась их общая с Александрой дочка?
- Конечно. Появление Веры было осознанным решением. Когда Саша ложилась в роддом, попросила меня пожить с Костей. Проследить за Машей и, главное, за тем, чтобы дом не разнесли. Потом я увезла Машку к Локтевым, потому что в квартиру начали стекаться друзья Кинчева из Питера и Москвы с поздравлениями. Рождение Веры обмывали четыре дня. Помню, как на пятиметровой кухне поместились одиннадцать человек с пивом. Один из Костиных фанатов играл на гитаре и пел его песню «Сумерки». Костя сидел расслабленный и балдел, но когда парень не вытягивал, Кинчев ему подпевал. Это смотрелось очень забавно.
- Константин и Александра расписались после рождения дочки?
- Когда Саша забеременела, по документам она все еще оставалась женой Аманова. И всем на это было наплевать. Тогда я попросила Евгения: «Разведись, не устраивай никому геморрой». В итоге Костя с Сашей расписались после рождения Веры.
- А потом обвенчались…
- Это как-то одномоментно случилось. После гастролей по Израилю Костя покрестился. Но верующим стал задолго до этого.
Однажды он пришел в храм с выбритым крестом на голове, и его оттуда выгнали. В то время он говорил, что не любит попов и коммунистов. Но поездка в Иерусалим все изменила. Увиденный Кинчевым Гефсиманский сад, где молился Христос, уже зная, что его предаст Иуда, произвел на него сильное впечатление. Он мне сам об этом рассказывал. Следом за Костей покрестились и Саша, и дети. Ну и музыканты «Алисы» тоже.
Письма убийцам
- Одно время вы работали в фан-клубе «Алисы».
- Да. До этого Костя сам ходил на почту, сам подписывал и отправлял фанатам бандероли с альбомом «Шабаш». Знали бы они об этом! Потом я его пожалела и взяла на себя москвичей. Те стали приезжать ко мне домой за дисками и газетой «Шабаш». Весь подъезд изрисовывали, но никогда не вели себя агрессивно.
Когда я отвечала на письма поклонников, Кинчев просил меня уделять особое внимание солдатам срочной службы и тем, кто находился в местах лишения свободы. Хотел поддерживать людей в трудную минуту. Почти все послания уголовников читал и кратко писал на конверте, как им отвечать. Например: «Вета, с душой!» Я до сих пор храню некоторые из писем. Например, рэкетир по имени Дмитрий признавался: «"Алиса" стала для меня любимой группой… Тема "Стерха" прошла через меня как гимн свободе. А ее я очень люблю. За свои не очень длинные 24 года я ее лишался трижды». Костя велел ему диск выслать. Сохранилась переписка и с двумя убийцами.
- Кинчева блатные уважали?
- На Костину бабушку Катю однажды напали грабители, когда она шла с электрички на дачу. Но стоило ей только сказать, что она родственница Кинчева, как ей вернули сумку и даже извинились.
- Правда, что между гастролями рокер крепко пил?
- Костя был зависим от алкоголя, но на гулянки сам не нарывался. Чаще он лежал в кровати и читал. Например, Николая Бердяева или что-то историческое. Но если неожиданно звонил тот, кого Костя был рад видеть, все это, конечно, заканчивалось выпивкой. Иногда она длилась несколько дней.
На дни рождения Маши собирались родственники, подруги с мужьями. Был случай, мы вчетвером спали на двухъярусной кровати, а Костя прилег в ванне. Он любил так делать. Пускал тонкую струйку горячей воды и всю ночь спал.
Однажды в новогодние праздники, будучи в гостях у Кинчевых, я поругалась с мужем. И сбежала в ночь, поймав машину. Таксист завез меня куда-то не туда, и на светофоре я выскочила. Потом какие-то люди попытались затащить меня в грузовик. Я еле вырвалась и вернулась обратно.
Дверь мне открыл голый Костя и, усадив на кухне, принялся успокаивать. Вышедшую на звуки Сашу абсолютно не смутили раздетый муж и я рядом. Она ему доверяла.
- Даже когда Кинчев общался с Пугачевой?
- Это было за пару лет до встречи с Сашей. Алле Борисовне, наверно, хотелось определить Кинчева на роль Сергея Челобанова. Она «вербовала» талантливых молодых людей в свой Театр песни. Приглашала и Костю, который ей нравился. Но он ей отказал. На память от Пугачевой у Кости остался автограф в паспорте. И большое уважение. Аллу Борисовну он и сейчас считает главной российской рок-певицей.
- Как Александра относилась к тому, что муж жутко пил и употреблял наркотики?
- Она скорее занимала позицию наблюдателя. Лишь однажды поутру вылила его бутылку водки в раковину. Потом решила, что бороться бессмысленно и Костя должен справиться с этим сам. Причем ответственность за семейные дела она с мужа никогда не снимала. Например, он должен был забирать Машу из сада.
Кинчев, кстати, не «зашивался», в больницах не лежал. Только капельницами кровь иногда очищал, чтобы снять интоксикацию. После возвращения из Иерусалима группу «Алиса» потрясла смерть гитариста Игоря Чумычкина, сидевшего на героине. Ребята поняли, что с такими вещами играть нельзя. Клавишник Андрей Королев тогда ушел из группы и стал священником. Косте справляться со страстями помогали исповедь, причастие и молитва.
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов