Сергей Бодров-младший запомнился нашим зрителям не только главной ролью в знаковых картинах «Брат» и «Брат-2», но и своей дебютной режиссерской работой — фильмом «Сестры»
В 2001 году эта криминальная драма стала событием, получив множество престижных наград и подтвердив режиссерский талант Бодрова-младшего.
Сюжет картины
Итак, две сестры — от разных отцов. Старшая, 13-летняя Светлана, слушает песни погибшего Виктора Цоя и мечтает стать снайпером. Младшая, 8-летняя Дина, дочь бандита, обожает индийские танцы и хочет стать актрисой. При этом сестрицы терпеть не могут друг друга.
Однако приходит момент, когда им друг от друга некуда деваться и приходится то и дело подставлять плечо, спасаясь от реальной опасности: Дину хотят похитить, чтобы отец заплатил за нее выкуп. Без денег, без друзей девочки проходят множество опасных приключений.
Отец Дины в конце концов спасает их, но, чтобы не стать снова мишенью, вынужден увезти семью в Австрию — навсегда. Света остается в России с бабушкой, они с Диной, едва успев подружиться, должны расстаться.
Сергей Бодров рассказывал в интервью, что идея сценария пришла ему в голову неожиданно. Похожую историю о двух казахских девочках ему когда-то поведал отец — Сергей Бодров-старший. И однажды он решил: а почему бы не снять такой фильм?
На отцовский рассказ наложились какие-то свои впечатления и переживания, и буквально за две недели был готов сценарий. Сергей написал его сам, но в титрах указал соавторами своего отца и казахстанскую актрису, сценариста и режиссера Гульшад Омарову.
Кастинг: равнодушие победило
Снимать фильм решено было в Санкт-Петербурге, и каждый день, с самого утра, к киностудии «Ленфильм» выстраивалась длинная очередь из девочек, желающих сняться у самого Бодрова. 300 девочек каждый день!
И Бодров подолгу беседовал с каждой претенденткой, не жалея времени, - боялся пропустить талантливую кандидатку. А девочки... Они вели себя, как девочки: наряжались, кокетничали, просили автограф. А Сергею нужен был характер. Он внимательно вглядывался и вслушивался, мог вкрадчиво спросить во время беседы: «А тебя предавали когда-нибудь?».
И только двое выделялись из этой принаряженной толпы. 13-летняя Оксана Акиньшина посещала занятия в модельном агентстве, руководительница которого обязала всех своих учениц пройти пробы у Бодрова. Оксане ужасно не хотелось тратить на это время — она вообще была непокорным подростком, слушала в то время Децла и плевать хотела на всероссийскую славу «Брата». Она пришла на пробы, но только потому, что иначе было нельзя, лишь бы отвязались, — практически в походной одежде.
И Катя Горина тоже не собиралась становиться актрисой. Ее чуть ли не насильно привела к «Ленфильму» бабушка. В знак протеста Катя даже переодеваться после дачи не стала — в чем была, в том и пришла: старые джинсы и вытянутая футболка. Мало того — на собеседовании наврала с три короба: назвалась Ритой, рассказала, что из богатой семьи, что живет в особняке за городом, что у них 15 собак... Да еще и неправильный номер телефона оставила.
А Бодров выбрал именно ее! То, что поиски несуществующей «Риты» все-таки увенчались успехом, - заслуга ассистентов: отыскать в огромном Питере Катю, живущую в коммуналке и мечтающую о собственной собаке, было делом нелегким.
Съемки в цыганском таборе
Поскольку в сценарии фигурировали цыгане, Бодров решил снять настоящих представителей этой нации. Он повез своих артисток в табор.
Добирались туда 4 часа, а потом целые сутки без перерыва снимали. Девочки, конечно, очень устали, но им было интересно. Катя Горина надолго запомнила увешанную коврами большую комнату, в которой на перинах, прямо на полу, спали 15 человек — хозяева дома.
И еще ей запомнились кадры, в которых цыганский дом сгорает в пожаре. Все было по-настоящему, без бутафории.
Вместо исполнения «Батяня-комбат» Дина могла играть на скрипке
Один из самых пронзительных моментов фильма — когда голодная и испуганная Дина поет на рынке песню «Батяня-комбат», собирая милостыню.
Поначалу Бодров хотел, чтобы девочка играла на скрипке. Для Кати наняли музыканта-репетитора, но он выдержал только несколько занятий, - «Ваша дочь безнадежна», вынес он свой вердикт.
А вот «Батяня-комбат» в исполнении продрогшей малышки получился невероятно трогательным, вышибающим слезу.
Читайте также: Закулисные истории, которые могли до неузнаваемости изменить фильм «Москва слезам не верит»
Тексты никто не учил
На протяжении 9 месяцев, пока снимался фильм, артистам просто некогда было учить свои роли: они работали допоздна, иногда прихватывая часть ночи, а потом просто падали и засыпали.
Перед съемками каждому раздавали листочки со словами, но и в них заглядывали нечасто. Зато такая работа помогла неопытным девочкам быстро втянуться в работу, перестать обращать внимание на камеры и вести себя естественно.
Запрет на родителей и спиртное
Несмотря на то, что в «Сестрах» снимались несовершеннолетние девочки, Бодров запретил присутствовать на съемках их родителям. Это помогало Оксане и Кате чувствовать себя взрослыми, ощущать ответственность наравне с «большими» артистами.
Правда, когда группа отправилась в Шлиссельбург, чтобы снимать часть сцен там, Бодров позволил поехать с ними Катиной бабушке. И это оказалось правильным решением — бабушка вкусно готовила и кормила всю группу.
Кроме того, Бодров наложил категорический запрет на спиртное. Он объяснил, что во время серьезной работы даже капля алкоголя способна все уничтожить. Правда, иногда делал исключения — группа обязательно отмечала дни рождения, а также, по киношной традиции, сотый кадр и двухсотый.
Читайте также: Испытания горем и славой: как Вупи Голдберг шла к титулу королевы юмора
«Сестры» сегодня
Оксана Акиньшина стала известной актрисой, на ее счету множество талантливо сыгранных ролей, так что работу в драме «Сестры» можно считать удачным стартом.
А вот Катя Горина, которой в этом году исполнилось 29 лет, не считает себя актрисой, хотя после «Сестер» снялась еще в нескольких фильмах. Она никогда и не скрывала, что кино — это не ее увлечение. Еще в детстве Катя хотела стать писательницей, даже пробовала писать романы — огромное впечатление на нее произвел роман Джека Лондона «Белый клык», и она решила создать книгу о девочке, выросшей среди волков.
Мечтала работать кинологом, потому что обожает собак. А после окончания школы с углубленным изучением немецкого языка занялась изучением арабской филологии и иврита в институте. Девушка публикует свои статьи об искусстве, занимается фотографией, - словом, творческая личность. И продолжает писать романы и рассказы, не забывая о своей мечте стать писательницей. Екатерина не любит давать интервью, редко обновляет страничку в соцсети, так что о ее личной жизни почти ничего не известно.
В 2018 году появилась в клипе Монеточки — «90». Летом 2019 года выпустила дебютную книгу «Воздухоплавательный парк», с 2020 года снимается в сериале «Последний министр». .
Читайте также: Как превратилась в королеву самая красивая Золушка — Либуше Шафранкова из сказки «Три орешка для Золушки»