Пользователи рунета недоумевают, почему Алена Бабенко и Павел Табаков согласились на роли в фильме, тема которого как минимум неоднозначна
В наше время снимается немало странных, глупых или просто мерзких по своему сюжету фильмов, прочитав аннотацию к которым зритель сразу принимает решение: это смотреть не стоит. Но ожесточенных споров и критики большинство из этих фильмов не вызывают. А что действительно затрагивает чувства зрителей и возмущает до глубины души, так это фильмы на историческую тематику, откровенно искажающие историю или затрагивающие слишком болезненные темы.
Именно к этой категории можно отнести недавнее творение режиссера Алексея Красовского — не то комедию, не то мелодраму под названием «Праздник», показывающую небольшой эпизод из жизни «особенной» ленинградской семьи во время блокады. Фильм еще не вышел, но уже успел вызвать огромное количество гневных комментариев в свой адрес, равно как и в адрес режиссера и всей съемочной группы.
Оно и понятно, ведь для большинства россиян блокада Ленинграда — это не то, над чем можно шутить и издеваться. Это память о сотнях тысяч людей, погибших от голода, о тех, кто выживал, на чьих глазах умирали их родные, друзья, соседи, случайные прохожие.
Но Алексей Красовский решил рискнуть и снять фильм «про то, что болит».
Пир во время чумы
Действие в «Празднике» развивается в загородном доме семьи Воскресенских, которые в годы войны находятся «на особом положении» и ни в чем себе не отказывают, несмотря на то, что люди вокруг голодают. Семья — это Георгий Воскресенский и его жена Маргарита, а также их уже взрослые дети Денис и Лиза. 31 декабря, не спросив позволения отца и матери, Денис привел в дом девушку Машу, а Лиза — своего избранника, за которого собирается выйти замуж.
Родители гостям не слишком рады и не хотят в это нелегкое время шокировать потенциальных зятя и невестку столом, ломящимся от разнообразных угощений. Еще одной большой проблемой в этот вечер стала курица, которую некому приготовить, ведь кухарку-то у Воскресенских забрали...
Читайте также: Юрий Грымов — о черной комедии Красовского «Праздник»: с высоты сытого времени шутить о блокаде — деградация
Народ спонсировать «Праздник» не стал
Желающих выделить деньги, по крайней мере, официально, на создание своего фильма Красовский, известный своими оппозиционными взглядами, не нашел, а потому попытался собрать средства — полтора миллиона рублей — с помощью известной краудфандинговой платформы.
Как ни странно, нашлись 55 человек, которые решились спонсировать «блокадную комедию» и собрали 127 тысяч рублей. Но этого было недостаточно.
Видя, что дело не идет, режиссер решился на отчаянный шаг: выставил на продажу «Нику», завоеванную в 2017 году благодаря фильму «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли. Красовский тогда получил статуэтку в номинации «Открытие года».
Покупатель, говорят, так и не нашелся, но снять «Праздник» Алексею все же удалось. Причем роли в нем исполнили современные популярные актеры. За деньги или за идею трудились на съемочной площадке звезды театра и кино — еще одна загадка.
Читайте также: Оркестр, яблоки и отсутствие украинских карателей: какие ошибки увидели историки, посмотрев «Собибор» Хабенского
Громкие имена
Роль главы семьи Воскресенских исполнил известный актер Ян Цапник, знакомый зрителю по многим фильмам и сериалам, таким как «Горько!», «День выборов — 2», «Гоголь. Вий», сериал «Физрук» и т. д.
Маргариту Воскресенскую сыграла Алена Бабенко («Водитель для Веры», «Каникулы строгого режима», «Экипаж»), а ее дочь Лизу — Анфиса Черных («Географ глобус пропил», «Елки новые»).
Роль Дениса Воскресенского досталась 23-летнему Павлу Табакову — сыну скончавшегося в этом году народного артиста СССР Олега Табакова и актрисы Марины Зудиной. Виталия сыграл Тимофей Трибунцев («Метод», «Домашний арест»), Машу — Анастасия Чистякова («Консультант», «Тест на беременность»).
Читайте также: Никита Джигурда назвал черную комедию о блокадном Ленинграде «спекуляцией»
История, которой не могло быть
Красовский, говоря о сценарии своей картины, оправдывает ее «дневниками Николая Рибковского», которые в марте 1942 года написал инструктор отдела кадров горкома ВКП(б). В дневниках рассказывается о том, что Рибковский якобы лежит в стационаре горкома партии, где каждый день их кормят, как в лучшие довоенные годы. В меню есть и баранина, и птица, и колбаса, разные виды рыбы, икра, сыр, пирожки, какао, «и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину...»
Но, судя по документам, описывал все это пиршество человек, повредившийся рассудком от голода. Известно, что таких продуктов даже в семьях руководителей Ленинграда в то время не водилось, а сам Рибковский умер в 1944 году от истощения, не дождавшись конца блокады.
Читайте также: Николай Сванидзе — о черной комедии о блокаде Ленинграда режиссера Красовского: «Нужно сначала посмотреть кино»
Хайп на чувствах россиян
Зачем же понадобилось режиссеру Красовскому затрагивать столь болезненную тему? Неужели других не нашлось? Многие считают, что он просто решил хайпануть, прославиться за счет этого громкого скандала.
И как будто подтверждая эту версию, Красовский сейчас скандалит в соцсетях с несогласными, доказывая, что нет ничего страшного в его «местами черной, но чаще светлой и новогодней комедии».
Мнение обычных людей
«Делать комедию на такую тему — мерзко. Когда дети голодные умирали в мучениях, замерзали, смотрели на смерть своих родителей... Комедию? Новогоднюю? Вы бы сами поголодали хоть пару дней... Мерзко продавать полученную за "Коллектор" награду, "Нику". И ее даже никто не купил. Нельзя давать награду тем, кто ее за тридцать сребреников продаст. "Коллектор" был коллективным трудом. Не нужна награда, отдал бы Хабенскому, он ее больше заслужил. И главное, кто не так думает, как он, те, по мнению Красовского, против оппозиции. Никакого отношения это не имеет к оппозиции, за исключением того, что ваше глупое и подлое поведение ее дискредитирует».
Роман Фомин (комментарий с planeta.ru)
«Слово "комедия" к блокаде Ленинграда ни под каким видом не лепится... Верх цинизма просто. Они там совсем не соображают, видимо, что показывать собираются. А подрастающее поколение посмотрит и решит, что так оно и было. На него и ставка основная идет в этой исторической диверсии».
Илья Панкратов («ВКонтакте»)
«В моем детстве был такой случай. Однажды я не доел хлеб, а когда бабушка попросила убрать недоеденный кусок, взял его и выбросил в мусорное ведро. Бабушка увидела это, ничего не сказала, но так на меня посмотрела... Через несколько дней мы пошли в музей (ЕМНИП, "Музей Блокады Ленинграда"), где она показала тот хлеб, который они ели в блокаду. Я не знаю (да и не хочу знать), где вырос режиссер "фильма", кто воспитывал автора сценария и какое мышление у актеров, снявшихся в этом "фильме". Просто хочу им пожелать хоть раз сходить в тот музей, увидеть этот экспонат и чуть-чуть постоять и подумать».
Пользователь с ником vdv5549 (pikabu.ru)