Ее женственных героинь с лучистыми глазами обожала вся страна, а проводить в последний путь заслуженную артистку пришли всего несколько человек
Неизвестно, почему пограничник Иван Овчинников назвал свою дочурку, родившуюся 10 сентября 1931 года, пышным именем Люсьена. Так она и прожила – с виду все было красиво и празднично, изнутри – обыденно и даже горько. Когда она умерла, не знали, куда «пристроить» прах: у некогда знаменитой актрисы не осталось ни одного близкого человека.
«Где вы взяли этот деревенский талант?»
Когда Люсе было всего шесть, отец овдовел. Кочующий по стране военный, да еще с ребенком на руках, не мог обойтись без хозяйки, и у девочки появилась мачеха. С тех пор единственной радостью Люси стало кино, которое в гарнизонах крутили бесплатно.
Сидя в зале, она забывала обо всем и мечтала быть, как Любовь Орлова. А когда отец с мачехой не разрешили поступать в театральный, то по окончании школы, в одном платьишке, с куском хлеба, который дала подружка, забыв паспорт, поехала из Ашхабада, где тогда служил отец, в Минск к тетке.
В Минске выяснилось, что поступить в актрисы не получится. Хоть отец, смирившись, и выслал паспорт, но экзамены уже прошли, да и обучались там на белорусском. Люся год работала продавщицей, а потом снова поехала поступать - уже в Москву.
Видимо, она была талантливой студенткой, потому что после окончания учебы ее пригласил в Театр им. Маяковского великий Николай Охлопков, и у нее были интересные роли. А в кино она попала только в 28 лет, сыграв девчонку Нюрку в фильме «Отчий дом». И потом режиссера Льва Кулиджанова спрашивали: а где он нашел такую талантливую деревенскую девушку.
Овчинникова, говорили ее коллеги, на экране была «органична, как кошка». В платочках, ватниках, спецовках своих героинь она смотрелась, будто в них и родилась.
Счастливая Катька
Люся дружила с Надей Румянцевой. У них и дни рождения рядом, с разницей в один день и в один год. Обе задорные хохотушки, они прекрасно дополняли друг друга в жизни. Когда Юрий Чулюкин утвердил Румянцеву в «Девчатах», Надежда немедленно порекомендовала на роль Кати Овчинникову.
Шустрая, беззаботная Катька полюбилась зрителям, а песня в исполнении Овчинниковой и ее партнера по фильму Николая Погодина, сыгравшего жениха Сашку, про старый клен до сих пор остается одной из самых напеваемых.
В жизни актрисы в то время был свой «Сашка», вернее, актер Александр Холодков. Он был намного старше Люсьены и пользовался успехом у женщин. В него влюбилась и знаменитая тогда народная артистка РСФСР Вера Орлова. Люсьена же, у которой это был второй непонятный гражданский брак, ничего не требовала, ни на чем не настаивала. А когда Холодков в 1965 году умер у нее на руках, провожала любимого в последний путь, рыдая вместе с Верой Марковной.
Не мама, но вышла замуж
Единственная главная роль Овчинниковой – в фильме Виталия Мельникова «Мама вышла замуж» 1969 года. Она играла там в паре с Олегом Ефремовым, и говорили, что это была самая сексуальная штукатурщица СССР.
К тому времени актриса действительно наконец-то официально вышла замуж, за актера Валентина Козлова. Смешно, но его единственная памятная роль – Володя, жених героини Надежды Румянцевой в фильме 1959 года «Неподдающиеся». А потом не было ничего примечательного ни в кино, ни в театре. Как это часто случается, Козлов искал утешения в алкоголе.
Овчинникова вышла за него замуж довольно быстро после смерти обожаемого ею Холодкова. Бывает так, что встречаются два одиночества. И вот тогда стали замечать, что Люсьена выпивает. Надежда Румянцева рассказывала потом, что она как-то приехала к подружке и от чистого сердца посоветовала: мол, можно прекрасно и анонимно вылечиться за месяц в Институте им. Сербского. После этого Овчинникова поменяла квартиру и исчезла из жизни Румянцевой.
У двух бывших подруг было одно общее женское горе – не родились дети. Актриса, которая на экране 12 раз была мамой и влюбила в себя всех своих экранных детей – Елену Проклову, Николая Бурляева, Юрия Шлыкова, – настоящей матерью так и не стала. Но Надежда Васильевна была счастливо замужем за дипломатом и прекрасно ладила с его дочкой, они были родными людьми. У Овчинниковой же был только не всегда трезвый и довольно агрессивный муж. Рассказывают, что в последние годы она вообще жила на кухне.
На какой кухне, спросит читатель, если речь идет об одной из самых популярных актрис Советского Союза? Ну не умела она просить. Когда, в зрелом довольно возрасте, получала после коммуналки «однушку» у черта на рогах, в исполкоме были потрясены. А «заслуженную РСФСР» ей дали только после роли жены Петрыкина в фильме «Большая перемена», в 42 года. Помните? «Саня, товарищ утопающий правильно говорит…», или «Ляпишев тебе семья».
Кроме того, ей не полагалось лишних метров: детей-то нет.
Неприкаянный и неприкаянная
Блекли ее лучистые глаза, превращались в морщины ямочки на щеках. Обидевшись за мужа и за себя, она покинула Театр им. Маяковского и притыкалась то в ВТО, то в Ашхабадскую «драму». Наконец стала числиться, а не играть в печально знаменитом Театре киноактера, который называли «кладбищем живых звезд».
Но в кино ее звали активно, и она хваталась за любую работу, ведь надо было зарабатывать себе и мужу на жизнь. Судьба еще раз свела ее с Олегом Ефремовым, она играла одну из его жен в фильме «Неприкаянный». И время такое наступало: рушился Союз, фильмы часто были однодневками, платили копейки.
Люсьена Ивановна терпеливо стояла в продуктовых очередях, хотя ее узнавали и буквально выталкивали вперед. Никогда никому не жаловалась. Если спрашивали, откуда синяки, отшучивалась. Она, конечно, была рождена для любви и материнства, и все, что в ней было нерастраченного, отдавала своему единственному непутевому мужу.
Ее семейная жизнь кончилась в августе 1998 года, как раз во время дефолта. Умер муж. Хоронить его заслуженной артистке было не на что. Какую-то сумму дал ей Станислав Садальский. Кстати, где похоронен Валентин Козлов, так и не ясно. Говорят, что на Введенском кладбище.
Наверное, говорят потому, что через четыре месяца после его смерти, 8 января 1999 года умерла сама Люсьена Ивановна. Союз кинематографистов потери бойца не заметил, а театра у нее к тому времени не было. И скромную урну с прахом замуровали в стене колумбария Введенского кладбища.
Читайте также: «Ушла на фронт и не вернулась»: Татьяна Доронина и борьба длиною в жизнь