Олег Скрипка издевался над мусульманами, а Александра Скляра коварно накормили собачатиной
Новая книга телеведущего Евгения ДОДОЛЕВА «Легенды нашего рока» обещает стать не менее интригующей, чем его бестселлер о Владе Листьеве «Битлы перестройки». В новинке рассказывается о нравах нашей рок-богемы.
– Евгений, на обложке книги среди прочих изображен и Валерий Сюткин: разве он рок-музыкант?
– И он, и другой персонаж книги Александр Буйнов были самыми оторванными рокерами в ту пору, когда, например, про «ДДТ» или кинчевскую «Алису» никто ничего знать не знал.
Там вообще масса историй с людьми, в обложечный иконостас не попавшими. Например, про то как лидер «Сплина» Васильев в 1997 году защищал певицу Валерию от разбушевавшихся «алисоманов». Или как для того же Кости Кинчева его тезка Эрнст клип «Аэробика» снимал. Или как Валерия Леонтьева и Бари Алибасова в 70-е (тоже самый что не на есть рокер был в те годы) забрали в сочинскую милицию и что из этого вышло.
А с Валерием Сюткиным я познакомился в марте 1985 года, когда в составе лихой «банды» отправился в Ленинград на премьерный концерт как раз Константина Кинчева. Это был тот еще вояж, нетрезвый и безрассудный, и многих из той тусовки уже здесь нет. Кто-то перебрал с наркотой, кого-то в 90-е убили «черные риэлторы»; такая судьба настигла клавишника «Машины времени» Александра «Полковника» Зайцева, ставшего крестным единственного сына Андрея Макаревича – Ивана.
Кто-то эмигрировал: той весной в Питере тусила небезызвестная Джоанна Стингрей со своей младшей сестрой Джуди. И американки охотно находили энтузиасток из Штатов, устраивавших браки с героями советской рок-общины; сама Джоанна, между прочим, вышла за гитариста цоевского «Кино» Юрия Каспаряна, а после развода с ним – за барабанщика группы «Центр» Александра Васильева. Ну, а младшая Стингрей вступила в брак с лидером «Центра» Василием Шумовым.
В этой кампании Сюткин был самым позитивным. Таким я его и запомнил. Его веселая команда «Телефон» тогда только-только выпустила свой последний альбом «Твист-каскад» и ходили разговоры, что проекту скоро кранты: Валерий, по-моему, тогда уже вел переговоры с Юрием Лозой о переходе в «Зодчие».
– Возвращаясь к обложке. Там и Градский представлен. Вы же пару лет назад выпустили целую книгу о нем – «The Голос»: неужели есть какой-то новый материал о маэстро?
– Да я вас умоляю! В ту книгу не вошло и десятой части фактуры, накопленной за годы нашего с ним знакомства. Лучшее, что есть в той вещи, это ремарки самого Александра Борисовича: он рукопись прочитал и какие-то моменты купировал. А кое-что я и сам не считаю нужным обнародовать.
– Например?
– Ну, Градский постоянно педалирует свою состоятельность. Не как гениального музыканта, а как именно состоятельного человека, миллионера. Ему импонирует статус нашего самого богатого рокера. Точнее, самого богатого исполнителя вообще. Хотя я считаю, это не очень вяжется с его имиджем.
– Рядом с Градским на той же обложке Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков, которые, как известно, занимают специфическую общественную позицию, сформулирую так.
– Почему вы думаете, что у Градского, допустим, иные взгляды на геополитику? Да, он не фотографируется с мэром Одессы Саакашвили, как БГ, и публично не требует посмертного суда над «Моторолой» подобно Макаревичу, однако у меня нет никаких оснований полагать, что он не солидарен с ними в «крымском» вопросе, например.
Мне самому, как убежденному «крымнашисту» и «ватнику» досадно, что наши рок-легенды не знакомы с историей и географией, проявляют упоротую зашоренность и не желают видеть очевидного: Крым всегда был и остается российским. Увы, почти все они исходят из тезиса, что Россия Путина это версия СССР. Почти все. Ну, быть может, кроме Александра Скляра и Сергея Галанина.
– Галанин на обложке виден, а вот Скляра нет.
– Это ведь работа художника, не моя. Зато в рукописи есть несколько фрагментов нашей беседы, в одном из них Скляр рассказал о подставе: его, собачника, рожденного в год Собаки однажды накормили собачятиной (во время работы в Северной Корее).
Там вообще про еду больше, чем про политику. Допустим, мы как-то дегустировали сало с Олегом Скрипкой, лидером группы «Вопли Видоплясова» (до того как этот заслуженный артист Украины стал советником городского головы Киева Виталия Кличко). И он вспомнил, как во время жизни в Париже (он был женат на француженке) троллил местную мусульманскую лавку, спрашивая каждое утро – не завезли ли им свинину.
– Ну а какие-то тайны открываете?
– Довольно невинные, но любопытные. К примеру, вы знали, что в фамилии Буйнов ударение на букву «у», а в фамилии Лоза – на первый слог? Кое-что про обстоятельства ухода Евгения Маргулиса из «Машины времени», которую он в разговоре со мной назвал «кантри-группой». Или вот, вы начали разговор с Валеры Сюткина: а ведь именно он, оказывается, написал гимн для команды Маргулиса – «Шанхай-блюз».
И главное, слово «легенды» в названии книги – в обоих смыслах: это и мифы, и герои этих преданий.