Онкологи продолжают спорить о причинах возникновения рака мозга у певицы
Онкологи продолжают спорить о причинах возникновения рака мозга у певицы
Бурную дискуссию вызвала наша недавняя публикация, в которой один из поклонников Жанны ФРИСКЕ связал возникновение у нее смертельной опухоли мозга с тяжелой черепно-мозговой травмой, полученной во время бандитского нападения в 1999 году (подробности). Одни читатели посчитали эту версию вполне реальной, другие - притянутой за уши. Даже у врачей, специализирующихся на лечении онкологических заболеваний, нет единого мнения по этому поводу.
- Никакой взаимосвязи между травмой, которую Жанна получила за более чем десять лет до смерти, и опухолью мозга быть не может, - заявил порталу «Дни.Ру» заведующий отделением опухолей кожи и мягких тканей Московского клинического научного центра, доктор медицинских наук Константин Титов. - Травмы головы бывают у многих спортсменов - теперь все они должны страдать глиобластомой? Одно дело, если это хроническая травма - к примеру, неправильно подобранный зубной протез травмирует слизистую оболочку полости рта, тогда со временем у пациента действительно может возникнуть неприятное новообразование. Но в случае с Жанной Фриске об этом нельзя говорить.
Ссылаясь на это заявление, некоторые СМИ поспешили объявить нашу публикацию не заслуживающей серьезного рассмотрения. Однако, пообщавшись с другими онкологами, мы выяснили, что далеко не все коллеги Константина Титова разделяют его точку зрения.
- На самом деле любая травма может способствовать образованию опухоли, - заверил заведующий отделением онкологии «Скандинавского центра здоровья», заслуженный врач РФ Андрей Коржиков. - Причина рака всегда одна - это структурные изменения в молекуле ДНК. А к этим изменениям приводят самые разные факторы, нарушающие внутреннее равновесие организма. И повреждение тканей в результате травмы нельзя исключать из числа таких факторов. В свое время я работал в Главном военном госпитале имени Бурденко. И нам приходилось принимать экспертные решения - получено ли онкологическое заболевание при исполнении служебных обязанностей или нет. От этого зависело дальнейшее социальное и финансовое обеспечение военнослужащего. Если он служил в горячей точке и в это время у него обнаруживалась онкология, это автоматически приравнивалось к боевому ранению. А вот связывать развитие опухоли с травмой, полученной во время боевых действий, категорически запрещалось. Но в моей личной практике было несколько случаев, когда мне все-таки удалось доказать эту связь и провести соответствующие экспертные решения. Конечно, острые механические травмы, какая была у Жанны Фриске, редко вызывают онкологию. Если брать статистику, их в детстве или в юности получают многие. Но далеко не у всех развивается опухоль мозга. Тем не менее и такая травма иногда срабатывает как провоцирующий фактор. Особенно в сочетании с другими факторами. Такими, например, как беременность. Это очень сильный удар по организму. А Жанна была девочка непослушная. Решила непременно рожать. Мне приходилось сталкиваться с такими пациентками. Я одну предупреждал: «Не надо этого делать! Для вас это опасно! Подождите несколько лет!» - «А я хочу сейчас, - отвечала она. - Потом я постарею, и будет поздно». Если бы не забеременела, сейчас бы еще жила.
Операцию делать уже поздно
Как и у Жанны Фриске, механическая травма головы предшествовала возникновению опухоли мозга у некоторых других известных людей и их близких. Например у актрисы Надежды Румянцевой и у матери актера Станислава Садальского.
- Однажды Надя упала и ударилась головой, потому что ее любимый пес Юджин на прогулке резко рванул вперед, - вспоминал муж Румянцевой - дипломат Вилли Хштоян. - Но у нее было правило - никому не жаловаться, и она даже мне не рассказала о случившемся. Проблемы начались через несколько лет, когда у Нади стали повторяться сильнейшие головные боли. Потом она несколько раз упала в обморок. Обследование показало, что у нее развивается опухоль головного мозга и операцию делать поздно.
- Мамы нет уже больше полувека, она умерла от опухоли мозга в 36 лет, - рассказывал в своем блоге Стас Садальский. - Ее пытались лечить, возили в Москву, оперировали в институте Бурденко, но безрезультатно. Врачи говорили, что болезнь спровоцировала травма головы, когда отец ударил ее.