Когда я шел на премьеру документального фильма «Дело Собчака», то уже точно знал, что ничего интересного там не покажут
Будут врать, какая это трагическая фигура и великий демократ, хотя и того, и другого в нем - как в медузе мяса. Так, кстати, и получилось.
В буфете Госдумы я как-то пересекался с бывшим руководителем Службы безопасности президента, генерал-лейтенантом Александром Коржаковым.
- Хочу задать вам, Александр Васильевич, вопрос: отчего и как умер Анатолий Собчак, - спросил я его после третьей или пятой коньяка, чтобы хоть как-то перевести разговор с обсуждения пьяных выходок Бориса Ельцина, охранником которого работал Коржаков.
- Мои коллеги говорили на эту тему сразу же после смерти Собчака, ушедшего из жизни в командировке под Калининградом, - впился зубами в лимон генерал. -
Истина будто бы в том, что приезжему политику в номер светлогорской гостиницы привели для развлечения двух местных красавиц. Собчак же был сердечником и от употребления виагры, считавшейся тогда сильной помощницей в амурных делах, умер. Сердце не справилось с лишней нагрузкой.
Если бы это было иначе, я имею в виду любые поползновения на его жизнь со стороны соперников по политической борьбе, то Людмила Нарусова такой бы подняла шум на всю Расею-матушку. Я ее знаю как суперскандальную бабу.
«Вот о чем стоило бы снять кино под названием «Дело Собчака»», - думал я, наматывая в фойе круги вокруг «пятой колонны» и тут же вспоминая, как лет 10 назад пил в питерском арт-кафе «Кэт», где Анатолий Собчак регистрировал брак Аллы Пугачевой с Филиппом Киркоровым. Компанию мне тогда составил Александр Собчак, родной брат бывшего питерского мэра.
- О смерти брата я услышал по радио, Нарусова мне не сообщила. Я звонил ей, но она не брала трубку. Было очень обидно, в конце концов, я самый близкий Анатолию человек, мы могли бы вместе с ней полететь за телом. Нет, уехала одна… - жаловался Александр Александрович.
Кстати, сведений о первой семье Собчака, его родне в Интернете почерпнуть практически невозможно. Нигде нет ни их фотографий, ни воспоминаний о знаменитом родственнике. Создается впечатление, что до женитьбы на Людмиле Нарусовой он только хреном груши околачивал. А между тем с первой женой, Нонной Собчак, он прожил 21 год. Почему-то ее воспоминания не включили в «документальное» кино.
Как рассказал Александр Александрович, братья Собчак женились на подругах. С Нонной и Ритой они жили в одном дворе в Коканде. Старший, Саша, был влюблен в Риту. Однажды она привела к ним домой подругу Нонну. Девушка приглянулась младшему брату Анатолию. В тот момент Нонна была на каникулах, она приехала из Ленинграда, где училась в университете. Вскоре и Анатолий вслед за ней перевелся в Ленинградский университет. На четвертом курсе Анатолий женился на Нонне, а Рита стала женой Александра.
В 1965 году у Толи и Нонны родилась дочь Маша. А в 1977-м семейная лодка разбилась… Но не о быт. По словам Александра Александровича, Людмила Нарусова работала в библиотеке университета, где преподавал Собчак. Она познакомилась с Нонной, стала подругой их семьи, была вхожа в дом. Адюльтер начался с того, что она пришла к нему как к адвокату - посоветоваться, как ей квартиру разделить с бывшим мужем. Людмила была моложе Нонны лет на 20. Он и не устоял.
- Потом у них тоже не все гладко было. Даже уже когда Ксюшка родилась, он хотел ее бросить. Но теща, мать Людмилы, - очень умная и хорошая женщина, она сумела его от этого шага удержать. Потом началась большая политика, не по статусу ему было жен менять, - закончил свой рассказ Александр Собчак.
Я потом разыскал Машу Собчак. Она стала адвокатом и категорически отказалась разговаривать с пьяным журналистом.
- Не желаю, чтобы та информация, которую я могу дать об отце, превратилась в «клубничку». Достаточно, что Ксения Анатольевна сделала из нашей фамилии шоу. Мне дорога память отца, он для меня не общественный деятель, которому ставят памятники, а дорогой человек, которого я очень любила, - сказала Маша.
А большего мне было и не нужно.
Выпив водки в память о пропитом Ельциным СССР, я зашел в зал и заснул. Однако проснулся, когда на экране выступала Ксения Собчак. Вот что она говорила:
- По советским временам наша семья считалась зажиточной. У нас была отдельная трехкомнатная квартира, у папы - две профессорские ставки. Мама - доцент, подхалтуривает, дает уроки русского языка французам, получает по бартеру какие-то вещи, которые ее ученики привозят из Парижа. Все это было задолго до развала СССР. У меня отдельная комната, румынская стенка, бархатный диван. Мы не пользуемся общественным транспортом, ездим только на такси.
Расхохотавшись на весь зал, я покинул цирк.