По просьбе Тиграна Кеосаяна Пугачёва спасла Киркорова от тюрьмы

После кефирной диеты Ларисы Долиной шансонье Леонид Портной неделю отпаивался водкой

После кефирной диеты Ларисы Долиной шансонье Леонид Портной неделю отпаивался водкой

Имя популярного шансонье Леонида ПОРТНОГО, скончавшегося на минувшей неделе, впервые «засветилось» в России в 92-м. Тогда на фирме «Мелодия» вышел диск «Москва-Торонто». На одной его стороне были записаны песни уже популярного тогда Филиппа КИРКОРОВА, а на другой - практически неизвестного у нас эмигранта Портного из Канады. Спустя год Леонид перебрался в Москву, а чуть позже все тот же Киркоров перепел несколько его хитов, в том числе «Кто создал тебя такую» и «Сын и дочь».

Это интервью, которое Леонид дал нашему музыкальному обозревателю несколько лет назад, по ряду причин не было опубликовано.

Встречу автору этих строк Леонид Портной назначил у себя дома в Москве. Там меня ожидал накрытый стол, в центре которого красовалась бутылка «Столичной». За разговорами она быстро закончилась, и домработнице пришлось еще дважды бегать в магазин. Финал же нашей беседы оказался поистине трагикомическим. В какой-то момент Портной, извинившись, на минутку вышел в другую комнату и... исчез. Когда же я через пару часов забеспокоился и отправился на его поиски, обнаружилось, что он просто-напросто спит.

ПОРТНОЙ до последнего общался с Ларисой. Фото с сайта l-portnoy.ru

 

- Большинство наших эмигрантов из числа музыкантов оседало в США. Как получилось, что вы оказались в Канаде?

- На самом деле когда я в 1977 году уехал из Союза, сначала тоже жил в Америке - семь лет в Чикаго и год в Нью-Йорке. У меня и гражданство американское. По паспорту я - Леонард Тейлор. «Тейлор» по-английски то же самое, что «портной». Потом женился в Канаде и перебрался туда. И я отнюдь не единственный из российских музыкантов, кто там обосновался. В Торонто живет, например, прекрасная ленинградская певица Света Медянник, которую кто-то, может быть, помнит по старой песенке про «четырех черненьких чумазеньких чертят». Некоторое время я даже был ее мужем и записал совместно с ней один из шести своих канадских альбомов. Всерьез заниматься музыкой я начал только после отъезда за границу, хотя еще до армии ходил в Одессе в вокальную студию при Доме культуры на улице Энгельса. Кстати, вместе со мной там пела совсем еще молоденькая Ларочка Долина, которая уже тогда очаровывала всех своим голосом. Мы с ней поддерживали дружеские отношения. Мне даже удалось заставить ее второго мужа Виктора бросить пить.

- Вы обладаете какими-то целительскими способностями?

- Нет-нет. Все было значительно проще. Когда я только вернулся в Россию, как раз отмечалось 200-летие Одессы. По этому поводу устроили грандиозный праздник, куда созвали всех звезд. Узнав об этом, я попросил Иосифа Давыдовича Кобзона взять меня с собой. Там, на празднике, я впервые за долгие годы и увиделся с Долиной. Естественно, мы взяли водки и сразу же начали отмечать нашу встречу. Через некоторое время Лариса сказала, что ей надо готовиться к выступлению, и ушла, а ее муж Витя продолжил пить со мной. Мы надрались до такой степени, что я в тот день так и не смог выйти на сцену. Именно после этого у Лариного мужа и возникло стойкое отвращение к спиртным напиткам. Не осталась в долгу и Лариса. В знак благодарности она взялась помочь мне похудеть и поделилась со мной рецептом своей фирменной кефирной диеты. Увы, в этом случае результат оказался отнюдь не таким впечатляющим. После нескольких дней употребления кефира я внезапно почувствовал себя плохо, меня начало тошнить, и жене пришлось целую неделю отпаивать меня водкой.

Лара со вторым мужем Виктором МИТЯЗОВЫМ. Фото Руслана РОЩУПКИНА

 

Неубедительный зэк

- Как появилась ваша совместная с Киркоровым пластинка?

- В начале 90-х мои канадские друзья привезли его с концертами в Торонто. Выяснилось, что Филипп уже слышал в Германии мою кассету и давно хотел познакомиться. Мы подружились, и он пошел ко мне жить. Потом Филипп всегда у меня останавливался, когда приезжал в Канаду. В знак нашей дружбы он и выпустил пластинку «Москва-Торонто». А когда в 1993 году я впервые приехал в Москву, меня ожидал еще один сюрприз. Оказалось, что Филипп поет целых восемь песен из моего репертуара. И среди них - «Сын и дочь», с которой я как раз собирался «раскручиваться» в России. Однажды на концерте в Торонто Киркоров сказал, обращаясь к зрителям: «Алла пригласила в Москву Леню Бергера, а я приглашу вашего Портного. Если Алла его увидит, она в него обязательно влюбится». Если учесть, что он всегда боготворил Аллу, то с его стороны это была высшая степень признания.

- Оправдался его прогноз?

- Не знаю, влюбилась ли в меня Алла, но в моей судьбе она сыграла большую роль. Причем еще до того, как впервые увидела меня. Я совершенно неожиданно это обнаружил, когда Филипп в 1994 году меня с ней познакомил. Алла сидела в шляпке, закинув ногу на ногу. «Портной, вы просто охренительно поете, - сказала она. - С моей легкой руки вас ждет большое будущее». Я не удержался и спросил: «Алла Борисовна, а почему с вашей легкой руки?» - «Если бы не я, - сказала она, - ваш клип «Сын и дочь» никогда бы не увидел жизни». Потом Тигран Кеосаян объяснил мне, что означали эти странные слова. Оказалось, пока меня год не было в Москве, Филипп решил переснять мой клип «Сын и дочь» со своим участием. «Портной все равно не приезжает, - сказал он Кеосаяну. - А я как раз пою эту песню». Тигран был против этой затеи, и, наверное, небезосновательно. Если помните, в клипе я сижу в тюрьме. Этот сюжет придумывался специально под меня и Филиппу совершенно не подходил. Какой из него, к черту, зэк?! Тем не менее по его настоянию клип все-таки отсняли. Но в эфир он так и не пошел. Тигран убедил Аллу Борисовну посмотреть оригинал, и тогда она сказала: «Фил, это не твоя песня». Ее мнение и оказалось решающим.