Скандалы и драмы за кадром советского кино: история любви самой красивой цыганки СССР
Режиссер, которого все называли последним романтиком советского кино, и лучшая молдавская актриса ХХ века любили и ненавидели, ссорились и расставались, но всегда оставались связанными друг с другом, будто судьба соединила их тонкими, но прочными нитями.
Читайте также: Скандалы и драмы за кадром советского кино: три жены режиссера «Трех мушкетеров» >>
Режиссер и его муза
Светлана Фомичева планировала стать юристом — на этом настаивал папа, и девушка, в общем-то, не сопротивлялась. Юную абитуриентку приметил на автобусной остановке ассистент режиссера Эмиля Лотяну, который как раз подыскивал девушку для роли Иоанны, дочери чабана, в своем новом фильме «Красные поляны».
Когда известный светский лев, разбивший не одно женское сердце, дважды женатый Эмиль Лотяну увидел 17-летнюю Светлану, его поразили ее глаза: необыкновенно теплые и лучистые. Мало-помалу он привязался к своей музе, уже не мыслил своей жизни вдалеке от нее. Правда, свадьбы у них не было — актриса и режиссер жили в гражданском браке.
Когда работа над фильмом «Красные поляны» подходила к концу, Лотяну посоветовал Светлане Фомичевой сменить фамилию на более броскую и запоминающуюся. Светлана вспомнила: ее прабабушка, француженка по национальности, носила фамилию Тома. Так она с тех пор и стала представляться.
Жесткий и даже жестокий, требовательный, грубый на съемочной площадке, после окончания рабочего дня Лотяну чудесным образом преображался: становился для Светланы самым нежным и внимательным. Ей тяжело было смириться с подобными перепадами, но таков уж был стиль работы знаменитого режиссера.
Юная девушка, вчерашняя школьница, не сразу поняла: режиссер ухаживает за ней! Поэтому и дарит цветы, поэтому ему интересно все, чем интересуется она, поэтому он не сводит с нее горящих глаз...
Такая непростая любовь
Жить вместе с Лотяну было, по признанию Светланы Тома, очень нелегко: за ним всегда бегали женщины, от них буквально не было отбоя. Кроме того, трудно было выносить сложный характер творческого человека. То и дело вспыхивали ссоры и скандалы, но Светлана еще не подозревала: это человек, который вошел в ее жизнь навсегда, любовь с ним будет то вспыхивать, то гаснуть на протяжении многих лет.
Именно благодаря Лотяну несостоявшаяся студентка юрфака подала документы в Ленинградский институт культуры, где тогда набирали целевой курс, чтобы распределить будущих актеров в молдавские театры. Прожив несколько лет вместе, Светлана и Эмиль расстались. Она вышла замуж за однокурсника Олега Лачина, окончила институт.
С Олегом у нее случилось то, чего не было с Лотяну: романтическая сказка, белое платье и фата, недолгое счастье... У них родилась дочь, но, когда девочке исполнилось всего полгода, Олег, купаясь в Днепре, попал под катер, получил серьезные ранения и скончался. Светлана очень тяжело переживала смерть мужа. От депрессии спасала работа: она много снималась, работала в театре. А маленькую Ирочку взяли к себе родители Светланы: они души не чаяли во внучке.
Нецыганское счастье
Через некоторое время Лотяну позвал Светлану в свою картину «Табор уходит в небо». Посомневавшись, она все-таки согласилась. Съемки проходили летом в Карпатах: ужасная жара, пыль, многократные дубли, жестокие методы режиссера, добивавшегося максимального правдоподобия и требовавшего, чтобы актеры играли «на разрыв аорты».
Светлана однажды просто не выдержала: бросила все и сбежала в Москву. Ей даже хотелось, чтобы за строптивый характер и самовольный отъезд ее сняли с роли. Каково же было ее удивление, когда, вернувшись на площадку, она обнаружила: Лотяну все это время ждал ее, отказавшись от другой актрисы! Правда, он крепко обиделся на нее и перестал разговаривать, передавая все распоряжения через третьих лиц...
Вышедший в 1976 году фильм «Табор уходит в небо» стал лидером кинопроката, собрав в СССР 64,9 миллионов зрителей. Исполнительница роли цыганки Рады — Светлана Тома — по версии журнала «Советский экран» была признана лучшей актрисой года.
А неугомонный Лотяну уже затевал новый проект — он задумал экранизировать «Драму на охоте» Чехова и присмотрел для роли юной Оленьки Скворцовой хрупкую балерину Галину Беляеву. Фильм решили назвать «Мой ласковый и нежный зверь».
Новая муза Лотяну училась в Воронежском балетном училище, ей было всего 18 лет, и Светлана Тома, как она потом признавалась журналистам, просто уступила ей дорогу — не соперничать же в свои почти сорок лет с молоденькой красоткой, это могло выглядеть смешно.
Долгое эхо друг друга
И Эмиль Лотяну еще раз стал Пигмалионом, на этот раз — для Беляевой, вылепив из нее настоящую актрису. К 1978 году, когда вышел «Мой ласковый и нежный зверь», Светлана Тома жила уже своей жизнью, поддерживая дружеские отношения с Галиной и с Эмилем.
А в браке у Лотяну и Беляевой происходило неладное: он, будучи намного старше, пытался полностью подчинить себе Галину, не считаясь с ее чувствами и желаниями. В какой-то момент он даже похитил их маленького сына и увез в неизвестном направлении, Галина сходила с ума от неизвестности на протяжении полугода... Такие отношения не могли не окончиться разводом.
Когда у Светланы Тома потом спрашивали — как прошло ее расставание с Эмилем Лотяну, она всегда отвечала: а не было никакого расставания. Как не было и соединения — они ведь так и не сочетались браком. Просто была общая жизнь, не позволяющая им надолго забыть друг о друге, все время возвращающая их друг другу, заставившая стать частью друг друга...
Когда Эмиль Лотяну заболел, ему поставили страшный диагноз — рак. Ухаживали за режиссером Светлана Тома и Галина Беляева. Его не стало весной 2003 года. До сих пор Светлана тоскует по нему и вспоминает с нежностью, благодарностью и теплотой.