Сожительницу Александра Шишинина убили в Норильске
Четверть века назад, 5 марта 1993 года, в подъезде дома на улице Металлургов в Москве неизвестный мужчина нанес удар заточкой продюсеру популярной в то время группы «Комбинация» Александру Шишинину. От полученной раны он, не приходя в сознание, скончался. О возможных причинах нападения на Александра выдвигались самые разные версии. Но раскрыть это преступление и найти убийцу так и не удалось. О жизни и смерти продюсера мы поговорили с его другом – саратовским журналистом Андреем Цеповым.
- С Шишининым я познакомился в нашем родном Саратове в 1985 году, - поведал Цепов. - Наше знакомство началось с того, что он пришел ругаться в редакцию газеты, в которой я публиковался. У нас вышел музыкальный обзор по итогам года. А Саша заявил, что это все вранье и фальсификация. Мы с ним разговорились и после этого стали друзьями.
Шишинина часто называли «бывшим ментом». Это не совсем правильно. Саша окончил университет по редкой специальности «метеоролог». Но, наверное, работать в какой-нибудь Кушке ему сильно не хотелось. А тогда на пост-андроповской волне в школах милиции создавали годичные курсы работников ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности – М.Ф.). И он пошел учиться на эти курсы, чтобы остаться в Саратове. Правда, через полгода ему стало понятно, что никаких перспектив в этой абсолютно коррумпированной структуре у него нет. На этом карьера Шишинина в ОБХСС закончилась.
На момент нашего знакомства Саша работал в клубе Саратовского агрегатного завода. Пытался создать группу «Рок-ералаш из провинции» в стиле своего кумира Александра Барыкина. Но на городском фестивале «Желтая гора» их обсмеяли вместе с командой, в которой выступала будущая певица Валерия.
А в 1987 году я притащил Сашу на работу в хозрасчетный молодежный центр при Кировском райкоме комсомола города Саратова. Если помните, в то время повсеместно создавались такие центры, из которых вышли Ходорковский и другие нынешние олигархи.
Сначала я сосватал туда директором своего приятеля Сергея Белостропова. В дальнейшем он снискал известность как создатель финансовой пирамиды на 150 миллионов и оказался в тюрьме. А молодежный центр был для него первым шагом к большим деньгам. Белостропов поработал там три месяца и позвал меня зарабатывать эти большие деньги вместе с ним. Я стал руководителем концертного отдела. А Шишинина сделал своим заместителем.
За короткое время мы провели гастроли группы «Мираж», Игоря Саруханова и Юрия Лозы. Для «Миража» это была всего вторая гастрольная поездка. Именно на одном из наших концертов была сделана известная фотография этой группы, где Андрей Литягин в камуфлированном костюме играл на гитаре. Мы ее растиражировали и продавали зрителям. Увидев, с каким успехом она расходится, администраторы «Миража» выкупили у фотографа негатив и сами начали ее продавать.
Больше всего шума наделали гастроли суперпопулярного тогда Лозы. Он отработал у нас 11 концертов в ДК «Рубин». Пел с раннего утра до глубокой ночи. С этими гастролями нам помог Бари Алибасов, который работал со своей группой «Интеграл» в Саратовской филармонии. Он хотел затащить Лозу с его песнями в свою программу. Сделал ему афиши «Юрий Лоза – рок-звезда». Но, поскольку Юрию начали платить хорошие деньги, он предпочел выступать сольно. И Бари Каримович подарил нам целую пачку его афиш.
Через Алибасова у нас произошло знакомство с очень серьезным режиссером из Ленинграда Александром Воронковым, который создал контору при советском комитете защиты мира и занимался гастролями. Мы договорились с ним о сотрудничестве. Планировали привезти в Саратов Александра Барыкина и Михаила Жванецкого. К сожалению, этим планам было не суждено осуществиться.
Наша бурная деятельность вызвала дикое недовольство у местного коммунистического начальства. Одной сильно пьющей журналистке заказали про нас разгромный фельетон. И со скандалом выгнали нас из молодежного центра.
После этого Шишинин устроился в филармонию и торговал на улице билетами на стадионные концерты то ли «Черного кофе», то ли «Рок-ателье» с Ольгой Кормухиной. Какое-то время это занятие его кормило. Параллельно он начал собирать «Комбинацию». Идея женской группы в голове у него была давно. Но в тот момент все сложилось окончательно. А с лета 1988 года у «Комбинации» уже пошли выступления по сельским клубам, за которые платили по 400-500 рублей.
Устраивали их разные молодежные центры. К тому времени по Саратову их были уже десятки. Наш-то разогнали. Но другие остались. И на базе нашего вскоре создали новый. Между прочим, в нем работал будущий вице-губернатор Саратовской области и юрист Кристины Орбакайте Александр Мирошин – первый муж барабанщицы «Комбинации» Юли Козюльковой. А клавишницу Свету Костыко звал в жены американец по имени Бобби Браун. Он занимался в Москве каким-то бизнесом. Снимал квартиру в доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. Но у них что-то не сложилось.
Завистливые конкуренты
- Создание «Комбинации» не обошлось без моего участия. Именно я свел Шишинина с авторами песен - композитором Виталием Окороковым и поэтом Юрием Дружковым. Возможно, не было бы меня – не было бы и группы. Но про меня нигде никогда не упоминали. Даже про Дружкова поначалу не упоминали. Автором стихов ко всем песням на обложках альбомов указывали Шишинина. Эту манеру он взял у Алибасова. У Бари Каримовича в «Интеграле» все песни были в его обработке. На самом деле Шишинин стихи никогда не писал. Это было коллективное творчество. Я тоже приложил к нему руку. Сюжет песен «Анжелика», «Вишневая девятка» и «American Boy» был придуман мной. И название «Комбинация» для группы предложил я. Сашу оно сначала страшно испугало, так как вызывало ассоциации с женским нижним бельем.
Когда в ресторане записали первый альбом, его отдали тиражировать знаменитому московскому «писателю» Юре Севастьянову как группу «Анжелика». А «Комбинацией» группа окончательно стала только в начале сентября 1988 года после поездки в Волгоград на прослушивание в концертную программу к Сергею Лисовскому. На это прослушивание девчонки попали по рекомендации нашего знакомого режиссера Воронкова, который имел на Лисовского определенное влияние. Выступать они собирались под названием «Анжелика». Но, услышав мой вариант названия, ведущий программы Сергей Минаев сказал, что это бомба, и никакой «Анжелики» больше не будет, будет только «Комбинация».
В дальнейшем я от «Комбинации» отошел и, кроме нескольких сельских концертов, больше для нее ничего не делал. Когда Шишинин перебрался с девчонками в Москву, я остался в Саратове. С композитором Колей Михно создал на спор клон «Комбинации» - группу «Анжелика», которая потом стала «Шахерезадой».
О том, чтобы устроиться работать с Сашей в Москве, у меня даже мыслей не возникало. Но наше с ним общение по-прежнему продолжалось. Иногда Саша советовался со мной, как лучше поступить в той или иной ситуации. Правда, меня не слушал и поступал всегда по-своему. Я познакомил его с Андреем Якушиным из дуэта «Прощай, молодость», который стал крупным рекламным бизнесменом. Именно он договорился с режиссером Сергеем Косачем и помог Саше снять клип на «Бухгалтера». А незадолго до Сашиного убийства вел переговоры с режиссером Александром Файфманом о съемках клипа на «Два кусочека колбаски», на который давали деньги афганцы из ветеранской организации «Гепард».
Смертельная угроза
- Обсуждал со мной Шишинин и свои проблемы с Лисовским. Началось все с ухода из группы Алены Апиной. Якобы вспыхнувшая у Александра Иратова любовь к ней – это все чушь собачья. Иратов был эстрадным каталой, который летом держал Сочи. Он прекрасно знал, кто из артистов делал хорошие сборы. И у него возникла идея – увести Апину и Таню Иванову у Шишинина и катать их под названием «Комбинация». Но, по рассказам Саши, Иванова засомневалась: «А вдруг Иратов меня выкинет? Не окажусь ли я под забором?». Подумала и осталась в группе.
Иратовская схема лопнула. И тут ему пришел на помощь Лисовский, который выступил в роли доброй «крыши». У него была на Первом канале своя программа «Шоу-биржа», в которой анонсировались концерты артистов. Тот, кто заключал с ним контракт и отчислял ему часть доходов от концертов, получал права на эфиры в этой и других программах Первого канала. Только Апину, по этому контракту, за год показали миллион раз.
А «Комбинации», которая имела такой же контракт и исправно по нему платила, дали всего один эфир в программе Германа Стерлигова «Миллион на льду». Шишинин при мне поехал к Лисовскому в Лужники и спросил: «Сережа, а где обещанные эфиры?». Но ничего от него не добился. А расторгать контракт Лисовский отказывался. Так между ними завязалась война.
Задолго до этого я говорил Шишинину: «Саша, нужно создавать юридическое лицо и регистрировать название группы». Но ему было некогда. Он все время кому-то звонил, куда-то ездил. Потом много сил у него отнимала борьба с его походно-полевой женой Анжелой Бродовой. Это была натуральная ведьма, переходившая от одних музыкантов к другим и в итоге зарезанная кем-то в Норильске. Она не давала Шишинину спокойно жить. На гастролях ходила налево и дралась с Аленой Апиной. В общем, ему было не до юридических вопросов.
Лишь когда Лисовский зарегистрировал торговую марку «Комбинация» на себя и объявил набор новых участниц, Саша взъерепенился и попытался защитить название группы. У него были пластинки «Комбинации», на которых было написано, чей это проект. И в суде он бы легко отстоял свои права. А Лисовскому это был бы плевок в лицо. К тому времени и Богдан Титомир, и Александр Малинин, и многие другие артисты от него уже ушли. И на Шишинина начались наезды.
Саша сам мне рассказывал, как ему кричали на автоответчик: «Сука, гони «лимон»!». Перед убийством он даже написал по поводу этих наездов заявление в милицию. Несложно предположить, чья это была заказуха. Именно Лисовскому было выгодно устранить Сашу.
Тайная жена
- Мало кто знает, что у Саши осталась вдова Наташа Шишинина. Они поженились в 1985 году. Уже через год у них родилась дочка Вика. Гулять с коляской и нянчиться с ребенком – это был не Сашин стиль жизни. Он постоянно где-то носился с разными проектами. И к осени 1987 года их с Наташей совместная семейная жизнь разладилась. После этого Саша с ней не жил и приезжал только пообщаться с дочкой. Но официально Наташа с ним так и не развелась и после убийства, таким образом, стала его законной наследницей.
Потом ее мужем стал выпускник Саратовской консерватории Юра Кравец. В Саратове он возглавлял театр драмы. Занимал должность заместителя министра культуры в областном правительстве. Потом перебрался в Москву к Олегу Табакову и возглавил его театральную школу, став лучшим другом. А после смерти Олега Павловича как его заместитель был назначен исполняющим обязанности директора МХТ имени Чехова. Параллельно выступал в этом театре как актер и режиссер.
Их совместная с Наташей дочка Ульяна Кравец в прошлом году окончила табаковскую школу и тоже стала актрисой МХТ. Некоторое время назад знакомые сотрудницы Торгово-промышленной палаты нашли мне свидетельство о регистрации торговой марки «Комбинация», которое было оформлено в 1991 году на принадлежавшее Лисовскому концертное агентство «ВОНД». Срок его действия, ограниченный пятью годами, давно закончился. Я пришел к Наташе и предложил ей зарегистрировать эту торговую марку на ее дочку Вику. Она обещала подумать и с тех пор резко перестала со мной общаться.