Преемник Олега Табакова сократит штат актёров на 40 человек
После смерти великого ТАБАКОВА кресло худрука в главном театре страны - МХТ им. Чехова - пустовало недолго. Его занял талантливейший Сергей Васильевич ЖЕНОВАЧ. 61-летний режиссер, несмотря на природную скромность, давно заслужил в профсреде звание живого классика. Несмотря на то, что Женовач имеет репутацию неконфликтного человека, труппу «по собственному желанию» уже покинула Ольга ХЕНКИНА, серый кардинал театра и бывшая правая рука ТАБАКОВА. Серьезная угроза увольнения нависла и над многими суперзвездами - ХАБЕНСКИМ, ПОРЕЧЕНКОВЫМ, Анатолией БЕЛЫМ. Кроме того, из МХТ вскоре могут попросить и 26-летнего актера и режиссера Александра МОЛОЧНИКОВА, фаворита Хенкиной и ее любовника.
За развитием ситуации в МХТ многие интересующиеся следят по авторитетному telegram-каналу «Закулиска».
- В последнее время театром правила Ольга Семеновна Хенкина (многолетний помощник Табакова), - сообщали его авторы. - Возраст и здоровье Олега Павловича уже несколько лет не позволяли полномасштабно заниматься руководством театром. Ольга Семеновна оперативно взяла власть в свои руки. Большая часть труппы (а это «старая» и «средняя» гвардии) практически не были заняты в новых постановках. Потом в театре стали появляться артисты плана Константина Крюкова и Светланы Устиновой (у Крюкова вообще нет актерского образования).
Но самое главное, если верить «Закулиске», уровень театра опустился ниже плинтуса, когда неожиданно взошла режиссерская звезда молодого актера Александра Молочникова, близкого друга Паулины Андреевой:
- Профессиональные и творческие успехи Молочникова пока очень спорные, - писал telegram-канал. - Но нежная дружба с Ольгой Семеновной Хенкиной позволила сделать феерически стремительную режиссерскую карьеру, несмотря на роптание труппы.
После смерти Табакова события стали развиваться со скоростью звука. Хенкина рассчитывала, что при мягкотелом Женоваче останется такой же влиятельной и продолжит продвигать своего фаворита. Но не тут-то было! Хенкина уволилась.
- Говорят, не без косвенного участия нашего канала. После одного из постов директору театра Юрию Кравцу поступил звонок «сверху» с распоряжением «попрощаться с Хенкиной», - ликовала «Закулиска». - 28 апреля (можем немного ошибиться с датой) было подписано заявление об уходе Хенкиной. И как ни относись, это, безусловно, конец целой эпохи.
Следом стало известно, что «после первого этапа репетиций без просмотра были закрыты репетиции спектакля Александра Молочникова «Чайка».
- То есть новый худрук Сергей Женовач нокаутировал «звезду» прошлого периода МХТ, - писали авторы канала. - В принципе после ухода Ольги Семеновны Хенкиной ликвидация ее фаворита и «главного режиссера» последнего времени - ожидаема.
Увы, получить комментарии у Хенкиной мы не смогли. Зато Молочников согласился прокомментировать:
- Ольга Семеновна одобряла мои задумки и не воспринимала их как ересь, Думаете, мне падало все сверху просто так? Ошибаетесь! Отчетливо помню, как со мной подписали договор на постановку первого спектакля, выделили деньги. Мою работу каждые две недели на разных этапах смотрели.
Поступает не по-человечески
Интерес к Молочникову у зрелой Хенкиной возник, когда тот 22-летним выпускником ГИТИСа случайно попал в труппу МХТ. Его на роль Вронского в спектакль «Каренин» пригласил режиссер Василий Бархатов, которого эпатажный коллега Кирилл Ганин почему-то публично называл геем (хотя у Васи имеется и жена Асмик, и дочка Полина).
Уже спустя пару лет Молочников с помощью Хенкиной сам стал ставить спектакли и развлекать ее во внерабочее время. Вместе с покровительницей их видели идущими за ручку по Тверскому бульвару и даже целующимися в районе Арбатов.
- По слухам и сплетням они даже поселились вместе, - рассказывал нам знакомый с ситуацией источник. - У Ольги Семеновны шикарная квартира в центре и загородный дом. Она богатая и очень влиятельная женщина. После пластической операции выглядит потрясающе, несмотря на то, что давно перешагнула пенсионный возраст. В МХТ она была глыбой, ее боялись все. 18 лет продержалась в театре бок о бок с Олегом Табаковым. Весь репертуар, все актеры, были зависимы от нее.
Занятость по системе Станиславского
Но вернемся к сегодняшней ситуации. Вдове Табакова Марине Зудиной, об актерских талантах которой говорят разное (и не всегда лицеприятное), изгнание из МХТ не грозит. А все потому, что она давно предусмотрительно вошла в труппу «Табакерки», а на главной сцене страны играла всего лишь как приглашенная звезда.
Впрочем, это не мешает Зудиной и сейчас являться на собрания в МХТ. Например, когда труппе представляли Женовача, она сидела на почетном месте в первом ряду рядом с Ириной Мирошниченко.
Вскоре после этого Женовач рассказал в интервью, что не собирается церемониться даже со штатными звездами труппы. Если те во главу угла продолжат ставить съемки в кино, а не работу на сцене, головы полетят с плеч, как шелуха от семечек на землю у деревенских пацанов. В результате к началу нового сезона в сентябре численность труппы сократится чуть ли не на треть. Из 120 артистов останется не больше 75 - 80.
- Здесь важен приоритет: если ты служишь в этом театре, он твой дом, твоя трудовая книжка, и все планы подчиняются этому дому, - заявил Женовач - Если тебе на каком-то этапе по жизни это не важно - перейди на договорную систему, на два-три спектакля, договорись об оплате и т.д. И такую систему не кто-то выдумал сейчас, а в свое время предложили Станиславский и Немирович-Данченко - уже не помню точно, кто из них.
Так кому же из суперзвезд укажут на дверь? Дипломированный театровед EG.RU Яна Гордеева переговорила со знающими людьми - коллегами, актерами и театральными продюсерами - и теперь готова поделиться выводами, к которым пришла:
- Во-первых, самая серьезная угроза увольнения висит над Анатолием Белым. Шесть лет после смерти Марины Голуб, его бывшей жены, Толя ничего нового не играет. У Пореченкова тоже давно не выходит премьер. У Хабенского всего один сольный спектакль «Контрабас». А этого явно недостаточно, чтобы оставаться в штате. Но все они плотно заняты в кино, где имеют солидные гонорары, поэтому ничего не потеряют. В отличие, например, от Александра Семчева, который почти не снимается. После того, как четыре года назад на гастролях в Екатеринбурге Семчев подрался с режиссером Василием Сигаревым, ни в МХТ, ни даже в «Табакерке» он, увы, новых спектаклей не играет. А вот Настю Скорик, которой в свое время приписывали роман с самим Олегом Павловичем, больше десяти лет не видно и не слышно. Но она остается в штате МХТ. Уверена, в ближайшее время этот «недостаток» устранят. Хотя у Анастасии влиятельный отец - Николай Скорик - известный режиссер. Правда, и он сейчас не при делах. А числится в театре больше 30 лет.
По словам Гордеевой, так называемых «блатных» в МХТ хватает. И им явно тоже ничего хорошего не светит:
- Та же Нина Гусева, дочка знаменитого спортивного комментатора Виктора Гусева - в штате. А еще Дарья Юрская (дочь Сергея Юрского), Дарья Мороз (дочь режиссера Мороза и бывшая жена постановщика Богомолова), Паулина Андреева - гражданская любовница Федора Бондарчука. Их наверняка настойчиво попросят уволиться. Как и Надежду Борисову - жену Леши Кравченко. Что сия дама играет? Что-то невнятное и исключительно на подхвате. Но каждый месяц ей на карточку капает зарплата. У Евгения Киндинова и особенно его жены Галины тоже перспективы безрадостные. Что-то давненько не видела их игру на сцене… А права я или нет, покажет время.