«Менты» Нилов, Селин и Лыков чудом выжили в бандитской перестрелке
На минувшей неделе заслуженный артист России Сергей КОШОНИН тихо и скромно отметил 60-летие. Известность и любовь зрителей он получил, сыграв роль Максима Виригина в сериале «Убойная сила». А сейчас коренной петербуржец не только много снимается в кино (например, в популярном проекте «Невский»), но и занимается продюсированием театральных постановок. «Я круглые даты не люблю, проще сыграть десять спектаклей подряд, чем пережить юбилей», - заметил он в начале нашего интервью и тут же предложил спрашивать о чем-то более интересном. Чем мы и воспользовались.
- Мечта быть актером зародилась у вас в детстве?
- Не совсем. Но когда я учился в восьмом классе, к нам на урок биологии пришел режиссер Борис Фрумин с «Ленфильма» и почему-то именно меня, двоечника, пригласил на пробы в свою картину «Дневник директора школы». Утверждение на роль в этом фильме стало счастливым билетом, ведь вместе со мной снимались блестящие Олег Борисов, Ия Савина, Алла Покровская, Юрий Визбор, Елена Соловей, Людмила Гурченко. Правда, поначалу я не понимал, что работа перед камерой окажется настолько сложной. Это было очень долго, очень жарко, грим все время тек, к тому же приходилось по много раз повторять одно и то же. Так что поступать на артиста и не думал, а подал документы в военное училище ПВО. И уже представлял, как буду расхаживать во время увольнительных в красивой парадной форме по улицам. Но на выпускном вечере мой друг Леша Терегулов сказал: «Завтра последняя консультация в театральный. Лев Додин набирает курс». И я решил попробовать. Не имея репертуара, неожиданно пошел по турам. И когда меня взяли, даже не понял, что попал к великим педагогам. Кроме Додина, нас учил Аркадий Кацман.
- В Театре Европы у Додина потом не работали? Он же славится тем, что многих актеров полностью оголяет на сцене.
- Я уважаю Льва Абрамовича как педагога, но то, что он в театре проповедует, это, так сказать, не моя жизненная философия. Не буду говорить, что это плохо. Каждому свое. К тому же Додин любит, когда к нему просятся, а я не стал. И отправился к Семену Спиваку в театр «На Фонтанке». Переиграл там и классику, и современные роли, и мюзиклы. Сейчас задействован разово. Из штата еще 30 лет назад ушел, когда у нас с женой Лолитой сын Иван родился. Все тогда давали или по талонам, или по блату. Поэтому, поняв, что на тогдашнюю актерскую зарплату не смогу малышу хорошее итальянское питание купить, и перешел на вольные хлеба.
- Если вернуться к Додину, то стоит отметить, что нынешние звезды - Данила Козловский, Лиза Боярская, Ксения Раппопорт как раз у него работают.
- Я бы не стал кидаться словами и называть всех звездами. Да, они востребованы. Но, например, в СССР, на мой взгляд, была всего одна звезда - Любовь Орлова. Все остальные - узнаваемые и любимые актеры. Та же Лиза Боярская - трудяга и красавица. Я был продюсером спектакля «Сирано де Бержерак» и играл там одну из ролей вместе с Лизой. А главную роль у нас исполнял Сергей Безруков. Когда же его поставили руководить Губернским театром, то эта постановка уже к нему в репертуар перешла. На некоторое время он отдал главную роль Геле Месхи (молодому мужу актрисы Екатерины Климовой. - Я. Г.). А потом Гелу быстро поменял.
- Почему?
- С Месхи случилась та же беда, что с теми, кто выходил на сцену неадекватным. Короче, снял его с роли за дело.
- Понимаю, на что намекаете. А сами сталкивались с тем, что подопечный актер из-за пьянства срывал спектакль? Говорят, из-за хмельных загулов Александра Домогарова не раз отменялись показы в Театре им. Моссовета.
- Все бывает, это жизнь. Кто-то выпьет чуть-чуть и сыграет лучше трезвого, а кто-то, наоборот, сорвет спектакль. Великий актер Николай Симонов без полбутылки коньяку не выходил на площадку. Виталий Полицеймако, дед Миши Полицеймако и тесть Семена Фарады, блестящий артист БДТ, без шкалика ни одни антракт не проводил. Что же касается Домогарова, пьяным на сцене лично я его не видел. Даже на кинофестивалях он вел себя достойно. Но актеры - живые люди. Бывает, и срываются, что поделать. В тот день, когда умер мой отец, у меня был спектакль «Дорогая Елена Сергеевна». Я его сквозь боль и слезы отыграл. А в день смерти мамы был вынужден выйти на сцену в комедии. Зал хохотал, а у меня внутри - пустота от утраты. Но для меня даже в такие тяжелые моменты сцена и алкоголь не совместимы. Я это еще в юности усвоил.
Пули на память
- Какая работа сделала вас известным?
- Меня начали узнавать 30 лет назад после картины «Интердевочка», где я снялся в эпизоде в роли таксиста. Я вез героиню Лены Яковлевой домой, продавал ей доллары и намекал на секс. А она отвечала: «Ну, на это тебе ни «зелененьких», ни деревянненьких не хватит». Помните?
- Конечно!
- Ленка-то меня, кстати, и привела к режиссеру «Интердевочки» Петру Тодоровскому. С ней мы сдружились на съемках фильма «Полет птицы» и потом вместе ходили по театрам, ресторанам и дискотекам. Когда Петр Ефимович ее утвердил, она хотела предложить меня на роль дальнобойщика, который ездит за границу. Но оказалось, что та уже занята, и я сыграл таксиста. После этого простые люди меня стали узнавать на улицах, а фарцовщики за своего принимали.
- А потом вы начали играть людей в погонах, милиционеров в сериалах «Убойная сила», «Морские дьяволы», «Литейный», «Невский» и многих других…
- Да, картины о милиции сделали известными и востребованными не только меня, но и многих моих питерских коллег. Некоторые из них, например Хабенский и Пореченков, уже давно москвичи. Лично я никогда бы не смог переехать в столицу. Люблю Питер, здесь могилы родных, здесь родственники-блокадники похоронены. К слову, и меня могло бы уже не быть в живых. Ровно 20 лет назад на съемках «Улиц разбитых фонарей» нас с ребятами едва не перестреляли.
- Расскажите!
- Я играл мелкого авторитета. В кармане лежал пистолет с глушителем, довольно длинный, который то и дело вываливался. И вот стоим на Малом проспекте Петроградской стороны с Ниловым, Селиным и Лыковым и в перерыве между дублями пьем кофе и травим анекдоты. Видим, что из школы идут дети. Они нас узнали, достали дневники с просьбой прямо там оставить автографы. Едва всем расписались, у меня вдруг опять вывалился пистолет. Я его подхватил, и в этот самый момент напротив нас останавливается машина, а рядом еще одна. И вижу на боковых стеклах ближайшего к нам авто начинают «розочки» от пуль бесшумно вырастать. Стреляли с глушителем, а мы со школьниками оказались на линии огня. Дети замерли, а взрослые, что рядом проходили, с улыбками интересуются: «А дубль еще будет?» Все подумали, что эти машины и перестрелки в нашем кино! И только мы поняли, что это была реальная бандитская разборка. Наш режиссер позеленел, но через силу скомандовал: «Пошли дальше работать». Я достал из стены две скрюченные пули. Они у меня на память остались о том событии. Бог тогда нас спас. Когда летели эти пули, у меня в руках был боевой пистолет с глушителем, я бы мог по полной программе получить.
Островок между несчастьями
- Я слышала, что, помимо Елены Яковлевой, вы близко дружили и с Анной Самохиной?
- Да, с Анютой мы вместе играли в спектакле по пьесе «Свободная пара». Однажды в Нижнем Новгороде отправились после показа в ресторан. Вдруг подходит мужчина, который с женщиной и девочкой за соседним столиком сидел, и преподносит Самохиной шикарный букет примерно из 150 роз. Говорит: «Я вам так благодарен! Мы хотели с женой разводиться, уже подали заявление и вот пошли на ваш спектакль. Но после него решили снова быть вместе. Вы спасли наш брак». Аня тогда очень обрадовалась: «Если мы хоть одну пару спасли, значит, все не зря, надо дальше работать». Но вскоре у нее обнаружили рак. Уже лежа в хосписе, она просила по телефону: «Ты не приходи ко мне, я пока плохо выгляжу. Вот поправлюсь, и опять поедем на гастроли». Помочь ей ничем уже было нельзя. Все надеялись только на чудо, которое, увы, не произошло. Сейчас ее дочка Саша вместе со мной и Юрой Стояновым будет играть в спектакле «Спасти рядового Гамлета». Я рад, что династия Самохиных продолжается. Анечка живет теперь в Сашке и внучке Еве.
- Расскажите, пожалуйста, своей семье: жене, детях, внуках.
- С супругой Лолитой я уже 37 лет в браке. Познакомились на «Ленфильме» на съемках картины «Личное свидание», где я играл зэка, к которому в колонию приезжает жена. Выглядел тогда «шикарно» - для роли был наголо пострижен. А Лолита работала на фильме бутафором-декоратором. Потом я ушел в армию, она меня дождалась, и мы отправились в загс. После рождения сына жена стала домохозяйкой. Сейчас нашему Ване 30 лет. Год назад, в мае, он женился, но дедом меня пока не сделал.
- Чем Иван занимается?
- Он окончил операторский факультет, поработал по специальности, а сейчас устроился в компьютерную фирму, где занимается и операторской работой, и монтажом. Его супруга Ксения там же работает.
- Поделились с ними секретом длинного и успешного брака?
- И вам могу его рассказать. Я давно открыл для себя закон, что основа мироздания, любой жизни, любой ячейки общества - это конфликт. Все ругаются, сорятся, но нужно уметь находить компромиссы. Не было бы зла, кто бы понял, что такое добро? Не было бы болезней, кто бы ценил здоровье? Не надо бояться конфликта в семье, на работе. Наоборот, надо его искать, особенно в творчестве. Конфликт - это то, что скрепляет и не дает разлететься в разные стороны. Я не верю в браки, где вообще на протяжении всей жизни нет скандалов. Без них нет счастья, так как оно - островок между несчастьями! Надо просто уметь посмотреть на себя со стоны, посмеяться над собой и сказать «Прости». И все будет хорошо. Короче, конфликт - это признак связи, вот секрет длинного и счастливого брака.