
Умер Зураб Церетели. Настоящий грузин, какими мы представляли их себе по старым советским фильмам. Легкий, добрый, щедрый, смешной. Он прожил длинную жизнь - почти сто лет - и остался удивительно хорошим человеком.
Принято бранить Церетели за мегаломанию. Особенно - за нелюбимого москвичами и обожаемого иностранцами Петра Первого с привинченной головой.
При поддержке Лужкова, когда в Москве появилось особенно много памятников работы Зураба Константиновича, придумали анекдот.
Церетели приходит к Лужкову и говорит:
- Отдай мне Царь-колокол из Кремля.
- На фига он тебе?
- Задумал я тут скульптуру «Русская тройка». Бубенца не хватает!
Комический гений
Его огромным работам в монументальной бронзе почти всегда сопутствовал непредсказуемый комический эффект: смешной Петр, смешной Бродский, смешной Лужков с метлой, смешная святая Нино.
- У Зураба не было вкуса к серьезному. Он мог работать полушутя, с улыбкой. В противном случае, когда дело требовало самого серьезного выражения лица, - получалось разливанное море пошлости, - говорит писатель Амирам Григоров.
В начале 90-х, когда Ельцин приказал всем уверовать, Зураб изготовил в бронзе двух патриархов - Алексия II и Илью II. Ему показалось, что остроумным решением будет представить глав церквей в виде гибридов человека и колокола. Идея, в общем-то, лежала на поверхности, учитывая особенности одеяния священников. Но в итоге получился смех и грех: одеяния раздуло так, словно служители культа встали на вентилятор, как Мэрилин Монро.
Даже Лужкову не удавалась пристроить все, что наваял Церетели. Поэтому значительная часть работ осела во дворе дома скульптора в Переделкине, образовав что-то вроде галереи на открытом воздухе.
Как-то раз с одним горе-журналистом мы попали в эту галерею. Коллега захотел в туалет и не придумал ничего лучше, чем попроситься в галерею Зураба, поскольку вход туда был бесплатный. Его без проблем провели в дом, показали, что и где. Хозяин в перемазанных краской джинсах в это время качался на качельке. Но, заметив гостей, позвал к столу.
- Да не ищите, Константинович я, - предупредительно сообщил, увидев, как мы судорожно копаемся в телефоне.
В тот вечер мастер угощал нас какой-то безумно вкусной грузинской едой, нарезанной монументальными кусками, напихал целую сумку с собой и еще с потрясающим юмором отвечал на самые глупые вопросы.
Запомнилась история про Беллу Ахмадулину.
- Вы знали Ахмадулину? - поинтересовались мы.
- Знал, конечно. Белла приехала ко мне в Грузию. Мы гуляли в Старом городе, а там же узкие-узкие улицы. Ночь была, а Белла громко так читала стихи. И вдруг открывается окно, и из него высовывается женщина с голой грудью. Поругать хотела, а Белла, как будто ничего такого, - к ней поворачивается и продолжает читать возвышенно так: «Бе-бе-бе, бу-бу-бу»... Женщина обомлела и окно закрыла.
- А почему женщина была с голой грудью? Одеться забыла? - поинтересовался журналист.
- Она так любила, дорогой, - ответил Зураб Константинович.
- Стихи любила? - уточнил недалекий сотрудник газеты.
Церетели засмеялся и похлопал его по плечу.
Кто еще из ныне живущих вот так легко посадит за один стол людей с улицы? Но в этом был весь Зураб Константинович.
Он постоянно сеял добро, которое не афишировал. К примеру, в 90-е кормил голодных московских студентов за свой счет. А задолго до этого именно на свои устроил свадьбу Высоцкого с Мариной Влади в Тбилиси. А когда поэт умер, был единственным, кто простил долг.
- У нас не принято брать с тех, кто умер! - сказал скульптор, когда родственники принесли ему одолженные Высоцким пять тысяч рублей.
По выходным двери его академии были открыты для тех, кто хотел рисовать. Приходили все - от мала до велика, а сам мэтр работал вместе с ними. Рисовал что-то на холсте, оценивал работы. Обычно хвалил, говорил: «Молодец» - и улыбался.
Как художник-чародей покорил мир
Его путь наверх был обеспечен обаянием. Дальняя родственница - Виктория Сирадзе, занимавшая пост секретаря горкома комсомола Тбилиси, нашла Зурабу подработку, предложив рисовать картины с комсомольской тематикой и изготавливать транспаранты к праздникам. И дальше - пошло-поехало и докатилось до знаменитых скульптур.
У Церетели была слабость. Ему хотелось быть рядом с уважаемыми и власть имущими. Он понимал, где источник благ, вернее, у кого. И он обволакивал, приносил, получал, одаривал, очаровывал и - в итоге - успешно пробивал работы.
При этом многие понимали, что лучшие его творения - вовсе не скульптурные, а живописные. Картины Церетели - высокого уровня, хорошо перекликаются с общими тенденциями развития грузинской живописи. (Кстати, у Церетели была фишка: тут же рисовать и дарить гостям подсолнухи, чем-то напоминающие вангоговские...)
А еще он был великолепным мастером эмали и мозаики. По сути, возродил вымирающее искусство. Ему удалось пробить заказы на украшение такой мозаикой автобусных остановок в разных городах страны. Благодаря этому заказу сотни художников получили работу. До сих пор украшением Абхазии служат необычные психоделические остановки: ракушка, волна, дельфин, красноротая лягушка...
Любимые бюсты мастера
Журналисты его обожали. Церетели никогда не правил тексты, не придирался к написанному. Неизменно благодарил за работу.
Во время бесед становилось ясно: он никакой не простец, а начитанный и культурный человек. Но почему-то скульптуры были намного проще, примитивнее, чем он сам. Автор так стремился угодить самой простецкой публике, что не закапывал метафору глубоко: она всегда лежала на поверхности.
Помню дикий срач по поводу сисек Цветаевой. Церетели подарил цветаевской гимназии изваяние Марины Ивановны. Сначала все хихикали над тем, что в руку Цветаевой Зураб вложил цветок.
- Интересно, что бы он вложил в руку Вагинову, если бы лепил его? - хихикал один литературовед.
Вдоволь посмеявшись над цветком, зрители обратили очи на грудь: Церетели щедрой рукой навесил поэтессе бюст пятого размера, чем навлек на себя гнев цветаеведов.
- У Марины Ивановны груди не было от слова «совсем»: поэтесса была сухопарой и плоской, - возмущались специалисты.
Зачем Зураб Константинович приделал Цветаевой веселые сиськи - вопрос. Может быть, хотел таким образом показать, что Цветаева - мать-кормилица русской поэзии. А может быть, просто украсил женщину по своему усмотрению. Мэтр был щедр и не стеснялся наделить тем, чем обделила природа. Не пожалел груди даже для Бабы-яги на изваянии «Дерево сказок», которое долгое время стояло в Московском зоопарке.
Наверное, он сам посмеялся бы фразе «Пусть земля ему будет сиськой».
Женщины и богатства
Художник-монументалист был собственником недвижимости площадью 57 тыс. кв. м и владел парком элитных автомобилей. Ему принадлежали пять автомобилей Mercedes, один Bentley и два Rolls-Royce.
Зураб Церетели был женат на княжне Инессе Андроникашвили, в браке с которой у них появилась дочь Лика. В 1998 году супруга Церетели умерла. С 2004 года он состоял в отношениях с искусствоведом и художником Татьяной Кочемасовой, но брак они не регистрировали. Вероятно, Татьяна теперь будет делить империю с дочкой.
Источник фото: Александр Авилов, Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»,Komsomolskaya Pravda / Global Look Press