84-летняя Сюзанна Серова заново учится ходить и разговаривать
Олег Павлович не раз отмечал, что самой значимой фигурой для него оставался отец. Человек видный и любвеобильный - у него было аж пять жен! «Отец находился в центре женского внимания, думаю, по одной простой причине: он относился к тому малочисленному отряду мужчин, которым отпущен талант сначала подумать о даме, а потом уже о себе. Я старался перенять у него это редкое качество», - говорил ТАБАКОВ.
До первого брака и во время него у Олега Павловича было множество ярких романов и мимолетных интрижек. И, конечно, в сердце каждой женщины он ставил глубокий след. Взять хотя бы его первую студенческую любовь Сюзанну СЕРОВУ. Пока супруг этой миловидной особы музицировал на фортепиано в Китае, его ненаглядная коротала дни и ночи с саратовским шалопаем Лёликом.
Табаков писал в мемуарах:
«Поворотным в моей судьбе стал второй курс. Кто я был? Достаточно ординарный юноша, впрочем, начитанный и, наверное, не без способностей в избранной профессии. Если же говорить о жизненной философии - стопроцентный Молчалин.
На моем курсе училась Сусанна Серова (по паспорту она Сюзанна, но близкие применяли именно такое звучание ее имени. - К. Б.). Влюбился я в нее сразу. Но она была замужем. Ее муж, Дмитрий Михайлович Серов, находился в это время в Китае и учил пианистическому искусству наших китайских братьев.
Через Сусанну я познакомился с двоюродной сестрой ее мужа - Ольгой Александровной Хортик, матерью которой была старшая дочь великого русского художника Валентина Александровича Серова.
Я попал в поле зрения Олечки (так ее называли все домашние) со всеми своими молодыми проблемами, главной из которых была моя страсть к Сусанне Павловне. Ольга Александровна изо всех сил старалась затормозить мою влюбленность в Сусанну. Со всей своей мудростью и тактом. Негоже замужней женщине, да еще и молодой маме, окунаться в омут с головою с юным артистиком. К тому же провинциалом.
Когда мы познакомились, Олечке было 40 с небольшим, а мне - 19. Между нами не было романа. Хотя, наверное, там и было что-то такое... Нежная-нежная привязанность.
В конце зимы 55-го у меня началась ангина - в те поры я болел горлом тяжело, с высокой температурой. Олечка восприняла это трагически и в спешном порядке эвакуировала больного со всеми вещами из общаги к себе на квартиру. Так я стал одним из многочисленных приживалов дома Серовых. И с той поры я несколько лет обитал в доме на Большой Молчановке, 18.
Это была пятикомнатная квартира.
Ежедневно варился суп - грибной или перловый. На столе стоял причудливой формы кофейник из жести - огромный, рассчитанный на всех. Сыр резался тонко-тонко, чтобы всем досталось. В этом доме на удивление всегда всем всего хватало: кофе, сахара, грибов или бульона из лука-порея».
По словам свидетелей этого любовного многогранника, бурный роман Сюзанны и Олега не мог не напрягать семью Серова. Впрочем, их в принципе напрягал его выбор. Сюзанна, конечно, из интеллигентной семьи: отец - поэт и орнитолог Павел Барто (первый муж Агнии Барто), мать - Любовь Севей - имела швейцарские корни, была женщиной начитанной, музыкальной и тонко чувствующей. Но вот эта страсть Сюзанны к лицедейству и все сопутствующие атрибуты развеселой студенческой жизни!.. Конечно, порочащую связь нужно было срочно задушить. На это дело вызвалась всем помогающая, мудрая, но одинокая Олечка, которой юный саратовчанин тоже приглянулся с первого взгляда.
Прикинь!
- Павел Барто был соавтором Агнии Львовны. Вместе они написали и «Девочку-ревушку», и «Девочку чумазую». После развода поэтесса запретила экс-супругу издавать детские стихи под своей фамилией. Мол, весь Союз знает только одну Барто. К слову, единственный ребенок Агнии и Павла - Эдгар (Гарик) - в 18 лет погиб под колесами грузовика, катаясь на велосипеде.
Без скандалов
В январе Сюзанна Серова отметила 84-летие. Чуть меньше полувека она преподавала на кафедре сценической речи в ГИТИСе. Пока в 2016-м не случился инсульт. Окончательно восстановиться ей пока не удалось. Поэтому мы встретились с ее дочерью - директором детской художественной школы Екатериной Дмитриевной.
- Мама с папой долгое время занимали весь верхний этаж в доме на Большой Молчановке вместе с Олечкой - Ольгой Хортик, - сообщила Серова. - А познакомились они в деревне Соколова Пустынь на Оке, что в ста километрах от Москвы. Мамина мама снимала там дачу. Там же в свое время дали участок младшей дочери Валентина Серова - Наталье. Вместе с мужем - скульптором Дмитрием Горловым - они построили дом. Мой папа часто приезжал туда на лето. Когда родители познакомились, маме было 16 лет. А в 19 она уже родила меня.
Моим воспитанием занималась Олечка. Родители часто переезжали в другие города по работе, вместе мы жили мало. Хортик замужем не была, счастье материнства не испытала. Ко мне Олечка относилась как к родной дочери.
- Почему Сюзанна Павловна захотела стать актрисой?
- У нее была большая склонность к биологии. Наверное, из-за отца. Дома у них обитали рыбки, птички и даже саламандры. Мама прекрасно разбиралась в растениях и могла различать птиц по их пению. Школьницей она стала заниматься в театральном кружке, играла Буратино. И загорелась сценой.
Мама без проблем поступила в Школу-студию при МХАТе. Училась вместе с Татьяной Дорониной, Олегом Басилашвили, Михаилом Козаковым, Евгением Евстигнеевым. Но, родив меня, ушла в академический отпуск на год. Потом восстановилась. Так и попала в компанию Олега Табакова, Игоря Кваши и Валентина Гафта. Все они часто приходили к нам в гости и устраивали вечеринки, репетировали, обсуждали постановки.
- Трагическую новость Сюзанне Павловне сказали сразу?
- Я сообщила ей про смерть Олега Павловича на следующий день. Она очень загрустила... Они ведь были увлечены друг другом. И после окончания Школы-студии общались, интересовались жизнью. Одно время мама преподавала в мастерской у Олега Павловича.
- Актрисы из вашей мамы не получилось. Она переживала?
- Мне никогда не жаловалась. Но думаю, что ее это расстраивало. Зато она полностью отдалась педагогике. Мама окончила высшие режиссерские курсы при ЦТ. Писала сценарии для цикла передач, озвучивала их. Потом тогдашний директор Сергей Лапин сократил штат. А мама никогда не боролась за место под солнцем, никогда ни о чем не просила. Считала, что, если где-то нужна, ее пригласят. И вот приятельница Ирина Промптова позвала маму преподавать в институт.
Без слов
- Вашего отца не стало 27 лет назад. Родители жили вместе до его смерти?
- Развелись. От папы мама ушла с одной подушкой под мышкой. Переехала с Молчановки в район Филей. Там она жила со вторым мужем - контратенором Евгением Аргышевым. Что удивительно, мама тепло общалась с новой папиной женой. Ходили друг к другу в гости и даже ездили отдыхать все вместе. Папы не стало в 90-м. Немного позже рак сгубил Аргышева.
- Чем мама увлекалась?
- В 33 года ни с того ни сего начала писать стихи, выпустила два сборника. Еще у нее дома есть огромная коллекция камней, которые сама расписала красками.
- В 2016-м, когда у Сюзанны Павловны случился инсульт, Студия театрального искусства Сергея Женовача собирала ей деньги на реабилитацию. Одна из актрис студии сказала мне, что сейчас возле вашей мамы постоянно находится сиделка. У нее ведь проблемы с памятью и речью?
- Увы… На нашу беду много людей тогда откликнулись. За месяц собрали около 170 тысяч рублей. После инсульта мама не могла говорить и не ходила. По сравнению с тем периодом сейчас она чувствует себя хорошо. Мы нанимали ей логопеда и физиотерапевта. Теперь она ходит по дому с палочкой, гуляет. Речь восстановили, но не полностью. Представляете, всю жизнь она занималась словом, а сейчас не может полноценно разговаривать.
Прикинь!
- У Сюзанны Серовой две внучки, правнучка и правнук. Старшая внучка - художница. А ее сын оканчивает гуманитарный институт. Потом планирует поступать на кинооператора. Младшая внучка помогает с бумагами своей матери в детской художественной школе. А ее дочь учится в кинологическом колледже и хочет стать ветеринаром.
Фото из личного архива СЕРОВЫХ