О чем молилась перед смертью автор музыки к «Чучелу»

Композитор ушла на 94-м году жизни. Ее называли последним великим композитором советского авангарда.
Массовому зрителю имя Губайдулиной открылось в 1984 году после выхода фильма «Чучело». Ролан Быков присмотрел ее после разноса в Союзе композиторов. Несколькими годами ранее Тихон Хренников устроил разнос советским авангардным композиторам за «отсутствие музыкальной мысли и поток неистовых шумов».
Под раздачу тогда попали небезызвестный сегодня Эдисон Денисов, София Губайдулина и еще ряд композиторов, образовавших «семерку Хренникова». Как гласят легенды, этим счастливчикам устроили бойкот и перестали крутить по радио и ТВ.
Хотя верить всему, что пишут, - большая ошибка. Понятно, что в советские времена современных композиторов по радио и ТВ крутили чаще, чем сейчас, но не то чтобы слишком. Причем Губайдулину часто преподносят как диссидентствующую и пострадавшую, но на самом деле ее жизнь - пример очень счастливо сложившейся биографии композитора.
Гениальная какофония
С точки зрения мейнстрима Губайдулиной прилетело по заслугам. Когда-то Шостакович сказал ей: «Я желаю вам идти «неправильным путем». Ну вот она и шла.
Ее музыка была дюже непонятной. Например, она была чуть ли не маниакально помешана на цифрах. Для построения структуры и ритма произведений использовала математические функции и числа Фибоначчи. Занималась нумерологией, находила какие-то закономерности, непостижимые простому смертному.
- Я ищу звучание универсума, - непонятно объясняла для непонятливых.
В рамках этого поиска она активно экспериментировала со звукоизвлечением на всех инструментах, а еще - внедряла этнические инструменты: трещотку, японский кото, китайский чжэн, персидский чанг. В пьесу Vivente non vivente («Живое-неживое») вообще впендюрила искусственные звуки.
Конечно, звучало это местами какофонически. И большим успехом для молодого композитора было - писать для кино и мультфильмов, вошедших в наш Золотой фонд.
Кристина Орбакайте и Жанна д’Арк
Ролан Быков говорил, что выбрал Губайдулину на роль композитора, потому что образы его героини и Софии «этически очень близки». То есть образ девочки-чучела, которую сделали изгоем в школе, очень перекликается с образом композитора-изгоя (считай, тоже чучела).
Губайдулина написала музыку к 25 советским фильмам и мультикам (в том числе к «Маугли» и «Вертикали»). Но именно «Чучело» выделяла как лучшую работу. Там ей удалось воплотить свою идею об универсуме. Причем это произошло в ужасной сцене, где на костре сжигают платье Чучела.
- Я представляла себе, что это трагедия Жанны д’Арк, но писала о том, что это происходит в космосе, - говорила она.
Период опалы на Губайдулину длился весьма недолго. Уже к концу 80-х в СССР ее очень оценили, стали превозносить как гения, композитора круга Шнитке и нового классика.
Как писал (даже неодобрительно) один тоже авангардный композитор, к концу 80-х образовался мощный забор из «Шнитке - Денисова - Губайдулиной», за который невозможно было пробраться кому-то еще.
На баяне о Бетховене
С 1991 года композитор проживала в Германии, но и к нам наведывалась частенько. До последнего она оставалась в отличной физической и музыкальной форме, продолжая работать. Ее относительно недавняя пьеса «Гнев божий», написанная в декабре 2020-го к 250-летию Бетховена, была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучшая современная классическая композиция».
Кстати, не могу не упомянуть, что среди разнообразнейших инструментов, которые задействовала Губайдулина в своих произведениях, она особенно жаловала баян и очень популяризировала его как полноценный инструмент классической музыки.
Поскольку родилась Губайдулина там, где умерла Цветаева, то в своем творчестве она обращалась к поэзии Марины Ивановны. И очень увлекалась антропософией Штайнера (этой же штукой занимался поэт Андрей Белый), правда, утверждала, что, в отличие от Белого, спиритических сеансов не устраивала.
Дедушка Софии Асгатовны был муллой, сама она приняла православную веру, но в музыке обращалась к католической тематике. В одном из последних интервью она привела слова молитвы, которую читает сама чуть ли не каждый день. И это была молитва Франциска Ассизского:
- Боже, помоги мне не в том, чтобы меня утешали, но, чтобы я мог утешить. Помоги мне не в том, чтобы меня понимали, но в том, чтобы я понимал. Не в том, чтобы меня любили, но, чтобы я любил. И вот это - «помоги мне, Боже, чтобы я любил».
Хорошие и очень достойные слова.