Ирина Асмус, задорная Ириска, была любимой телеведущей советских школьников и самой знаменитой советской клоунессой
Все дети СССР обожали маленькую, бойкую и улыбчивую Ириску, которая учила с ними алфавит в «АБВГДейке». Коллеги называли Ирину Асмус очень светлым и добрым человеком. Она была успешной и казалась очень счастливой. Но миниатюрная клоунесса держала в тайне душевную боль. Многие считали, что это и привело к гибели. 15 марта 1986 года Ирина Асмус разбилась на арене цирка.
От танцовщицы до актрисы
Талантливый человек – талантлив во всем. Это высказывание немецкого писателя Лиона Фейхтвангера относится и к Ирине Асмус. Она без проблем поступила в хореографическое училище Большого театра.
Для многих это было бы осуществлением самой главной мечты в жизни. Но Ира, услышав мнение именитых хореографов о ее маленьком росте, из-за которого она никогда не станет примой и обречена на массовку, ушла из легендарного учебного заведения.
Так же просто она поступила в цирковое училище. Вообще, окружающим казалось, что Асмус все дается без испытаний и трудностей. Ей начали завидовать, а позднее – ненавидеть.
В 1960-м, после окончания училища, Асмус начала работать в паре с Леонидом Костюком (известный эквилибрист, многолетний руководитель цирка на проспекте Вернадского). Костюк создал уникальный номер «Эквилибристы с першами».
Справка: Перш – деревянный или металлический шест, длиной от 2 до 10 метров, который один артист ставит себе на лоб, а второй выполняет трюки на самом верху шеста.
Однажды на репетиции Ирина неудачно упала, получила серьезное сотрясение мозга, в результате чего врачи запретили ей работать на высоте. И после этого 20-летняя артистка пошла учиться в драматическую студию ленинградского ТЮЗа.
Первая любовь
В ТЮЗе маленькой Ирине тут же определили амплуа травести. Через некоторое время ей это надоело, и она перешла в легендарный Театр имени Комиссаржевской. Но еще в Театре юного зрителя Асмус впервые влюбилась в Сашу Хочинского, сыгравшего в ТЮЗе больше 60 ролей.
Их роман был стремительным, и вскоре они поженились. Но бытовые вопросы постепенно уничтожили романтику, Ирина и Саша расстались.
На тот момент Асмус уже играла в Театре Комиссаржевской. Ее заметили критика, и зрители. В 61-м из труппы ушла Алиса Фрейндлих, и ее место заняла Асмус. Ей прочили такую же судьбу и успех, как у Алисы Бруновны.
Таинственный муж
Говорят, что впервые Ириской актрису назвал драматург Александр Володин (сценарист фильмов «Осенний марафон», «С любимыми не расставайтесь», «Дульсинея Тобосская» и др.). Он увидел театральную звезду за кулисами цирка и с удивлением воскликнул: «Ириска, а ты зачем здесь?». Окружающие засмеялись и отметили, что прозвище, как никакое другое, подходит артистке. Так Ирина Павловна Асмус стала Ириской Павловной, как ее называли дети.
Почему Асмус решила уйти из театра назад в цирк, сегодня точно сказать никто не может. Считается, что актриса тосковала по манежу, и поэтому помимо театра она принимала участие во всех цирковых праздниках и утренниках, постепенно став первой советской клоунессой, да еще исполняющей эквилибристические номера.
А может быть, Асмус вернулась в цирк из-за любимого мужчины, ставшего вторым мужем и отцом единственного сына. О нем ничего не известно, даже имени его никто не помнит, в том числе и сын, судя по интервью. Говорят, что мужчина работал инспектором циркового манежа. Другие утверждают, что он был ассистентом Ириски и именно он поставил номер «Старушка на абажуре», приведший к гибели артистки.
Точно известно, что он бросил некогда любимую женщину с новорожденным сыном Андреем.
Счастливое время
В 1967-м Ириска вместе с цирковой труппой отправилась на гастроли в Кишинев. Как-то в номер ей позвонил неизвестный мужчина, извинившись, что ошибся. Вскоре выяснилось, что он тоже цирковой артист - Михаил Сычев. Их телефонный роман длился больше месяца, мужчина все не решался на встречу.
Но когда молодые люди все-таки увидели друг друга, то больше не расставались. Так в 27 лет Ирина вышла в третий раз замуж. Михаил без колебаний усыновил сына Асмус и дал ему не только свою фамилию, но и отчество.
В 77-м к Ириске пришла всесоюзная популярность. Ее и еще трех цирковых артистов пригласили на съемки в детскую передачу «АБВГДейка». Программу показывали утром в субботу, она имела оглушительный успех, родители специально будили детей. Больше всех юные зрители обожали шуструю и веселую Ириску. Тогда говорили, что на имя Ириски на Шаболовку пришло около 2 миллионов писем от детей. На цирковые представления многие ходили только ради нее. Счастье продолжалось до начала 80-х.
Пришла беда
По словам третьего супруга артистки Михаила Сычева, первая трещина в семейном благополучии появилась в 1982-м. Тогда родители начали подозревать, что их сын-подросток употребляет наркотики. Сычев обнаружил дома пустые гильзы от папирос и понял, что Андрей курит вместо табака что-то другое.
Однажды, по словам мужчины, сын вместе с приятелями обокрал собственную квартиру. Сама Ирина Павловна не могла поверить в то, что ее сын наркоман. Для нее это стало трагедией, которая полностью изменила ее жизнь. Муж Асмус считает, что именно из-за проблем с сыном артистка начала активно гастролировать и выполнять сложные эквилибристические трюки.
Она планировала уйти в 45 лет на пенсию, которая положена цирковым артистам, и заняться лечением любимого мальчика. До заслуженного отдыха Ирина Павловна не дожила всего месяц.
Черная полоса
В 1986-м, недалеко от Гомеля, Андрей служил в армии. Ирина Павловна без раздумий согласилась ехать туда на гастроли. К тому времени в профессии у нее все пошло наперекосяк. В «АБВГДейке», после семи лет успешной работы, ее без предупреждения заменили другой артисткой. В родном цирке, где она была звездой, не взяли в зарубежную поездку, объяснив, что забыли включить ее имя в списки.
Асмус было очень горько и обидно, но она никогда не показывала свои переживания другим. Она поехала выступать в Гомель, чтобы увидеться с сыном. Накануне представления женщина уехала на целый день в воинскую часть. По воспоминаниям Андрея, при прощании мать горько рыдала, чего никогда с ней не случалось.
На следующий день, 15 марта 1986 года, Ирина должна была исполнить свой коронный номер «Старушка на абажуре». Она поднялась под купол цирка, продела ногу в петлю, отстегнула страховку и начала вращаться вокруг своей оси вниз головой. Актриса рухнула на манеж как камень. Ее тут же унесли за кулисы, продолжив представление, вызвали «Скорую», но она уже была мертва. Тогда говорили, что у нее были переломаны все кости и она погибла от внутреннего кровотечения.
Кто виноват?
После гибели актрисы было проведено расследование. Суд приговорил к двум и полутора годам условно инженера по технике безопасности и инспектора манежа, которых обвинили в халатности. В приговоре указали, что специалисты не проверили механизм под нагрузкой, а также не сверили конструкцию с техническим паспортом.
Оба мужчины своей вины не признали и утверждали, что внешне механизм выглядел нормально и никаких опасений не вызывал. На самом деле ни в одном цирке, где до этого выступала артистка, этот аппарат не проверялся. И трагедия могла произойти где угодно. Но, как оказалось, в технической инструкции для аппарата «Абажур подвесной» не было никакой машинки для вращения. Для этого номера машинку специально разработали в московском НИИ. После гибели Ириски конструкцию запретили к эксплуатации.
Михаил Сычев спустя много лет после трагедии рассказал журналистам, кто, на его взгляд, на самом деле виновен в гибели артистки. Как оказалось, у Ирины был помощник, молодой парнишка. Он следил за этой машинкой для вращения. После выступления она всегда снималась и хранилась в гримерке. Парень разобрал механизм, чтобы его почистить и смазать. А когда собирал обратно, то при заваривании болта расплющил края гайки. В результате она откручивалась и в какой-то момент отвалилась совсем.
По словам сотрудницы гомельской гостиницы, в которой проживала актриса, накануне трагедии Ирине Павловне позвонил мужчина, представился «бывшим мужем». Он требовал, чтобы Асмус вернула ему ленинградскую квартиру, которую они получили, проживая в браке.
Кто этот незнакомец и почему позвонил именно в это время? Неизвестно. Но то, что на арену цирка Ириска выходила в подавленном настроении, несомненно. Ее коллеги потом шептались, что Ирина Павловна по технике безопасности должна была перед каждым выступлением лично проверять свое оборудование. Но в тот день она этого не сделала. Может, в ее рассеянности виноват вечерний звонок мужчины или встреча с сыном?