Ценность артефактов барда, проданных на аукционе в Париже, важна лишь коллекционерам
Ценность артефактов барда, проданных на аукционе в Париже, важна лишь коллекционерам
Последнее стихотворение, посмертную маску и еще 35 лотов связанных с жизнью и творчеством Владимира ВЫСОЦКОГО, выставила на аукцион в Париже его вдова Марина ВЛАДИ. Все это - на общую сумму 365 тысяч евро - приобрел уральский бизнесмен Андрей ГАВРИЛОВСКИЙ, хозяин бизнес-центров и музея поэта в Екатеринбурге. Мнение об аукционе второй жены Владимира Семеновича – актрисы Людмилы АБРАМОВОЙ - узнал наш репортер.
- Людмила Владимировна, как вы отнеслись к аукциону, на котором проданы личные вещи Марины Влади, связанные с Высоцким?- Знаете, Борис, шум, который устраивается по поводу этого аукциона, совершенно неуместен. «Разоблачать» Марину Влади и французов и показывать их «жадность и «глупость» - никчемное занятие. Аукцион как таковой лишь пользу принес. Те вещи, которые проданы, ушли в надежные руки. С бизнесменом Андреем Гавриловским мы знакомы давно. Я рада, что все теперь в его руках. Другое дело – когда и куда все это вернется в Россию?
Теперь по поводу вещей. Бронзовая маска. Бронзово-серебряный сплав там хороший. Художник
Юрий Васильев серебра не пожалел. Но это ведь не оригинал. Оригиналом все же нужно считать экземпляр гипсовой отливки. Именно он и хранится в музее Высоцкого в Москве. Всего же было сделано четыре таких отливки. Судьба их не совсем ясна. Одна точно предназначалась для Марины Влади. Вторая гипсовая маска находилась у
Юрия Делюсина. Еще одна маска была отдана
Валерию Золотухину. И четвертый художник сделал для себя. После его смерти вдова отдала посмертную маску мне. А я сдала в музей. А бронзовых маски было три. Вторая должна быть у кого-то из близких Артура Макарова. О третьей мало что известно.Знаете, у Марины в воспоминаниях написано, что у Володи на столе всегда лежала посмертная маска
Пушкина. Такого быть не может. Маска – это не произведение искусства. Высоцкий мог ее хранить в доме. Но напоказ не выставлял.
Теперь по поводу автографа так называемого последнего стихотворения Высоцкого. Оно ведь отнюдь не последнее. Но оригинал вещь существенная. Для кого? Больше для коллекционеров! Даже для такого литературно-мемориального музея как наш такой автограф не очень-то и важен. Потому что текст этот известен давным-давно.
- А поступок Марины как расцениваете?- Марина ни у кого ничего не украла! Она продавала свое! Ну, продала и, слава Богу. Смотрю, даже как-то дешево продала. Как бы поступила я, сказать сложно. Потому что не могу знать, как и чем она живет во Франции. Вряд ли ее дети живут богато. Но поступок Марины не повод, чтобы обвинять ее, что она что-то не подарила в музей Высоцкого. Во-первых, она выходила замуж не за музей, не за Нину Максимовну, не за меня, не за Никиту с Аркашей. А за Володю. И она совершенно не обязана какой-то трогательной любовью любить нас. Да, к Никите она относится плохо. Особенно после выхода его фильма об отце. Понять это можно. Но при этом не пакостит и грязью его не поливает.
Между музеем и Мариной нормальные отношения. Она передала нам очень много ценных Володиных фотографий, публикаций, документов. Конечно, самое ценное она нам не отдаст. И никому не отдаст. Это письма Высоцкого. Их немного. Но часть этого сокровища пропала или была украдена.
- А ваш сын Никита Владимирович как думает?- У нас абсолютно одинаковые взгляды. Гоняться за каждым «сокровищем» для коллекционеров музей не может. Музей – не коллекционер! Потому что считаю, интерес к Высоцкому поддерживается не личными вещами и даже не фотографиями и автографами, а отношением людей к его поэзии и актерскому мастерству. Все равно все когда-нибудь придет в музей!