Как «пионерка Клава» до «тещи Шматко» докатилась: зигзаги судьбы актрисы Татьяны Кузнецовой

- В этом году мне, как и Саше Кобозеву, исполнится 80, - вздыхает актриса. - Как приятно и немного горько на экран смотреть, там как будто и не мы! Не так давно я с Александром встречалась, ходили в театр «Эрмитаж» и посмотрели спектакль «Гоголь. Диканька». Он теперь с палочкой передвигается, сложно ему из-за пошатнувшегося здоровья. Дома в основном сидит, а летом на дачу выезжает, которую его дед построил.
- В Сети пишут, что у вас за плечами единственный брак с мужчиной по имени Владимир Перевалов. Кто он?
- О личном не хочу говорить, да и не сложилось у меня. Все свое время провожу в театре - в МХТ в основном. Прихожу туда утром и общаюсь с коллегами. Играю эпизоды плюс небольшие роли в кино. Но счастлива, что зовут. Я - краска и, видно, яркая, раз приглашают. Но иногда думаю, и зачем мне это нужно? Недавно вот Женечку Добровольскую мы хоронили. И мой долг был прийти и проводить в последний путь.

Шикарная была актриса, а прожила всего 60 лет. Разве это возраст?! Она так жаждала жить - ради своих детей, внуков, театра, зрителей. А не вышло. Внутренне надеялась, что все будет хорошо и победит рак. И не хотела в хоспис, где на сильных обезболивающих провела последние два месяца. Наши девочки в конце декабря приходили к Женечке туда по случаю ее 60-летия. Концерт ей сыграли, она порадовалась. Оказалось, это последняя ее положительная эмоция на земле. У Добровольской нелегкий был характер, немирный, но светлая душа.

Главное - вовремя смыться
- Любите свою роль в сериале «Солдаты»?
- В «Солдатах» играла только ради Леши Маклакова. Ему деньги были тогда нужны, чтобы молодую жену обеспечивать. И он меня уговаривал: «Если уйдешь, мою роль совсем урежут». Вот я несколько лет и не уходила. Хотя еще в начале сериала поняла, что это не мое. В профессии актера, как и вора, главное - вовремя смыться. Маски героев и к Маклакову, и ко мне намертво прилипли.
- Расскажите, как начинали?
- С детства занималась в театральной студии, где меня нашел режиссер Александр Митта, потом поступила в театральный в Ярославле. Москва долго не принимала, а вот Ярославль принял. Затем отбивалась от предложений столичных трупп поступить к ним. Предпочитаю быть вольным стрелком. В штате, даже если роль не нравится, отказаться от нее нельзя. Например, в МХТ шел спектакль «Северный ветер» Ренаты Литвиновой - с высокими ценами на билеты и пустотой зрителей на душе. Актриса Раиса Максимова, недавно ушедшая из жизни, согласилась участвовать в такой постановке. Потому что числилась в штате. А я бы ни за что такое предложение не приняла.

Секрет мрачного мужчины
Помните худенькую кухарку из новеллы про неудачную свадьбу в комедии Леонида Гайдая «Не может быть!». Так это она - Татьяна Кузнецова! Говорила, что сниматься у комедиографа было очень тяжело - режиссер он был суровый, очень требовательный.
- Все удивлялись, как у такого мрачного мужчины такие смешные фильмы получаются, - припоминала Кузнецова.
