Звезда фильма «Друг мой, Колька!» Александр Кобозев: «У Тарковского я играть отказался»
- Как к юбилею готовитесь, Сан Саныч?
- Дожить надо еще, я человек суеверный. С семьей надеюсь отметить, у меня с апреля до октября дачный период, там и отметим. День рождения в моем возрасте - праздник для самых близких. Это когда мне 30 в 1975 году исполнилось, мы выпустили спектакль и после фуршета отмечали, не меньше 150 человек было.
- А был такой подарок на день рождения, который не можете забыть?
- В 1973 году мамочка подарила машину «Победа». Больше 35 лет на ней ездил, пока еще ползала. Мама художником у меня была, папа военным переводчиком, рано из жизни ушел. А дед - директором ресторана «Прага». Но золотой молодежью я себя не считал. С 14 лет мечтал стать актером и пришел в студию Михаила Яншина при Театре Станиславского. Я дружил с Женей Гибовой, будущей женой Лени Харитонова, она мне о студии и рассказала. Многие начинали в ней. Учился с Никитой Михалковым, Инной Чуриковой, Женей Стебловым, Лизой Никищихиной… К нам киношники часто приходили в поисках кандидатов на детские роли. Меня взяли в «Друг мой, Колька!», Никиту и Женю - в «Я шагаю по Москве».
Потом я поступил в Институт культуры на режиссерское. Нравилось работать с артистами, ставить спектакли.
- На роль в «Друг мой, Колька!» много было конкурентов?
- В студию пришли режиссеры Митта и Салтыков, а мы с Инной Чуриковой как раз придумали миниатюру «С морскими львами». Им понравилось. Прошел собеседование, и руководитель объединения детского кино Александр Птушко отобрал меня.
Перед фотопробами решил покороче подстричься. А меня так оболванили, что один чуб торчал. Что делать?! Пришел к Митте, Салтыкову, те в шоке. Гримерша мучилась, немного подвела чуб мой. Сделали пробы, и Птушко… очень понравился мой колючий образ Кольки!
Мама боялась, что из-за съемок заброшу школу, но смирилась. Да и гонорар тысяча рублей* не лишним оказался, ведь папы уже не было в живых. Вышел фильм, и, конечно, меня все узнавали. В школе меня любили. Зная, что терпеть не могу математику, учитель твердую тройку ставила. Предупреждала: завтра контрольная, в школу не приходи.
- Вы по характеру чем-то были похожи на Кольку?
- Нет, конечно. Я ведь из благополучной семьи… Но играл я с большим удовольствием. Вначале для картины детей выбрали, и лишь потом под нас - и взрослых. И каких шикарных актеров! Я мечтал поступать в театральный, но, глядя на гениального Анатолия Кузнецова, желание поутихло. А вот Савелий Крамаров для меня все же не самый выдающийся артист, хоть и невероятно известным был. Он исполнитель одного типажа, одного жанра. Во всех фильмах одинаковый. Он меня на 11 лет старше, но разницы в возрасте совсем не чувствовалось.
В картине Сава снимался в кепке и в ней же и эмигрировал за границу. Всю жизнь ее проносил как счастливый талисман. В середине 70-х годов мы с ним работали на новогоднем «Огоньке», и я предложил сделать Савелия ведущим. Интермедии ему все написали, и я как режиссер должен был с ним отрепетировать. Все прошло хорошо, он был доволен. А на следующий день - прямой эфир. И ничего не осталось от нашей с ним работы. В эфире был всем известный Савелий Крамаров: та самая фирменная маска, косой глаз, те же ужимки.
- Вы с Крамаровым близко дружили. У него была звездная болезнь?
- Никогда. Притом что был самым популярным в СССР… Едем мы в «Москвиче» Савелия, он без документов. Останавливает ГАИ. Он открыл окно, и гаишники отдали честь.
А про его женщин не знаю. Помню только Марию, с ним жила. Вроде не актриса и очень его любила. Вкусный маринованный чеснок на закуску делала.
- Кто еще из артистов запомнился?
- Виталий Ованесов из ЦДТ. Всех отрицательных героев, кстати, из Детского театра набрали. Виталий режиссером стал, а потом - начальником крупного автомобильного управления.
Светлана Харитонова… За эпизод с ней меня потом очень хвалил Михаил Яншин. Она считалась женой Лени Харитонова тогда еще.
А 18-летний Олег Видов у нас был, не поверите, ассистентом оператора. Возил тележку с аппаратурой.
С Аней Родионовой и Таней Кузнецовой изредка встречаемся, ходим в кафе.
- А как вас угораздило отказаться от роли в «Ивановом детстве» Тарковского? Получили бы в Венеции «Золотого льва», слетали бы в Канны…
- Сценарий мне прислали, повесть хорошая, но я такой полненький был… Совсем другой. Я заканчивал съемки в «Друг мой, Колька!», времени не было. Видите, как вышло.
- Актерской карьере предпочли режиссуру?
- Да. И в 22 года возглавил театральную студию «На ладони». Мы стали продолжением студии Яншина. Одно время работал в газете парламентским корреспондентом, у меня несколько инфарктов было, нервная работа стала противопоказана. И я устроился на ВДНХ режиссером слайд-фильмов. Потом разрабатывал программы для педагогов, чтобы они учились интересно вести уроки.
- С семьей как у вас? Без эксцессов?
- Почти 50 лет женат на актрисе театра «На ладони» Людмиле Севастьяновой. В браке важно не зазнаваться, не задирать нос. Мы с женой - одна команда¸ так и прожили с 1977-го. 45-летний сын Александр - режиссер монтажа. Дочери Насте - 42 года, воспитатель детсада. У нас четверо внуков.
Есть у меня тросточка, которой 111 лет, еще дед ее мой носил. Летом гуляю с ней по лесам.
Раньше в город жен не брали, они в деревне дожидались мужей, пока те трудились в столице. Но в 1913 году, когда мои дед с бабкой поженились, она поставила условие: «Жить я буду в Москве, а рожать в деревне». Дед купил четырехкомнатную квартиру в Москве и большой дом в деревне. Вот на этой даче теперь все лето мы проводим, спасибо им.
*В 1961 г. средняя зарплата в СССР была 77 руб.