Наставница Медведевой и Загитовой чудом избежала смерти в США
На Играх в Пхенчхане Алина ЗАГИТОВА и Евгения МЕДВЕДЕВА произвели настоящий фурор. Наши фигуристки катались бесподобно, устанавливали мировые рекорды, и восхищенная публика устраивала им овации. А у бортика скромно стояла их тренер Этери ТУТБЕРИДЗЕ и тихо радовалась за своих девчонок.
Точно так же четыре года назад она радовалась за Юлию Липницкую, которая покорила всех на Олимпиаде в Сочи. Этери Тутберидзе наглядно показала, как можно лепить из хрупких, маленьких девочек настоящих чемпионок.
Липницкая приехала к ней за пять лет до Сочи. Юлина мама Даниела Леонидовна тогда сказала: «Вы знаете, мы по возрасту на Олимпиаду успеваем».
- Я тогда очень удивилась, - вспоминает Этери Георгиевна. - Еще ничего толком не умеют, а уже Олимпиаду планируют. Может, для Юли это было и правильно. Но когда она получила в Сочи золотую медаль, то спросила: «Мам, ты такую хотела? Это же олимпийская медаль!» Мама сказала: «Да». И я увидела, как у Юли в глазах будто что-то выключили.
Больше Липницкая ничего не выигрывала, потом ушла от Тутберидзе и в 19 лет завершила карьеру. Но ее быстро заменила Евгения Медведева. Как выяснилось, Женя еще более талантливая.
- Она упрямая, упертая. В этом плане чем-то похожа на меня, - призналась Тутберидзе. - Помню, я как-то выгнала Женю с катка. Но она через пять минут пробралась на лед с противоположного бортика. Не хотела уходить с тренировки!
Приютил пожарник
Сама Этери родилась в Москве, в грузинской семье. Мама - инженер, папа - литейщик. А семья большая, пятеро детей. Четверо из них - девочки.
- Мой папа Георгий Тутберидзе работал на Заводе имени Лихачева. Пахал в две смены. Мне казалось, что он никогда не спит. Когда у нас появилась машина, отец по ночам занимался извозом, - рассказала тренер чемпионок. - Помню, я вставала в пять утра, одевалась и ждала его в коридоре. Он тихонько открывал дверь, и мы вместе ехали на каток. Пока шла тренировка, папа дремал на лавочке.
Этери, самая младшая в семье, часто донашивала вещи за братом Петей - все ее сестры были гораздо старше. В рубашках и свитерах брата она чувствовала себя скверно, но, что делать - терпела.
В переходном возрасте у Этери обнаружили трещину в позвонке. Врачи были непреклонны: полгода без тренировок. Конечно, упрямая фигуристка вышла на лед раньше, но техника исполнения прыжков за это время разладилась. Тогда Тутберидзе подалась в танцы на льду. Она попала в руки к Елене Чайковской, а затем - к Татьяне Тарасовой. Однако выдающиеся тренеры ее не оценили.
В 1994 году, несмотря на запрет родителей, Этери вместе с труппой балета на льду улетела в США строить новую жизнь.
Началось все хуже некуда. Часть балетной труппы пограничники в Америку не пустили. Сказали, что паспорта и визы у москвичей нормальные, а у иногородних - недействительные.
- Мы целый месяц ждали в Оклахоме, пока ребятам оформят новые документы, - вспоминает Тутберидзе. - Деньги, конечно, быстро закончились. Спать мы ложились голодными, а утром ходили по баптистским церквям. После службы прихожанам выносили маленькие бутерброды и воду. Так и спасались.
А в апреле 1995-го, когда бедолаги из России ночевали в приюте Юношеской христианской ассоциации, в Оклахоме случился теракт. До событий 11 сентября 2001 года - самый крупный в истории США. 168 погибших и 680 раненых. Среди пострадавших была и Этери.
- В то утро я спустилась вниз умыться, посмотрела на часы - 9.04. И вдруг взрыв, страшный грохот. Нечеловеческие крики и навалившаяся тяжесть от взрывной волны, - вздыхает Этери Георгиевна. - Не знаю, как очутилась на улице. Видно, долго выбиралась, стены были разворочены. Всех ребят увезли. Напротив нашего приюта было федеральное здание имени Альфреда Марра - от него остались одни обломки. Вид у меня был потерянный: в сланцах, с полотенцем и зубной щеткой. Ко мне подбежал какой-то пожарник и потащил за собой. Я полдня как в бреду бродила за ним, пока он проверял разрушенные помещения. Всех ребят из нашей труппы американцы разобрали по семьям. Меня и Колю Аптера, моего партнера, приютил тот пожарник. Каждому из пострадавших в теракте, и нам в том числе, выплатили по 1200 долларов. Мы с Колей купили битую машину и поехали в Цинциннати.
Им удалось заключить контракт с местным ледовым шоу. За четыре года они объездили десятки городов и смогли неплохо заработать. Когда Николай, обладавший недюжинной силой, брал девушку на руки, Этери млела от счастья. Их объединяла общая цель, и профессиональные отношения плавно перетекли в любовные.
Позже молодые люди перебрались в Сан-Антонио и стали тренировать. Этери давала уроки всем подряд - начинающим фигуристам и даже пенсионерам, для которых катание было просто забавой и которые готовы были платить деньги. Ее жизнь постепенно наладилась. И вдруг, совершенно неожиданно, она почувствовала ностальгию.
Сюрприз для Водорезовой
Приехав в Москву к родителям, Тутберидзе заглянула на каток. Случайная встреча с бывшим конькобежцем Сергеем Буяновым коренным образом изменила ее планы. Он занимался киноиндустрией, был знаком с известными актерами и режиссерами. Умел красиво ухаживать и своими цветистыми речами обаял Этери. Ей уже не хотелось возвращаться в США.
- Я разрывалась между Россией и Америкой. Месяц поработаю, потом на неделю уезжаю в Москву. Это было мучительно для меня и нечестно по отношению к моим ученикам, - признавалась Тутберидзе.
В конце концов она вернулась в Россию. Но в Москве, как выяснилось, ее не ждали. Этери не могла устроиться на работу почти полтора года. Вела занятия в оздоровительных группах. Но потом ей улыбнулась удача - появилась тренерская вакансия на катке «Серебряный» в Братеево. Туда же через несколько лет придет с мамой маленькая Женя Медведева. И подружится с дочерью Тутберидзе Дианой Дэвис.
Эту девочку, как говорят знающие люди, Этери родила от Буянова. Когда очаровательная молодая наставница с вьющимися волосами узнала о своей беременности и сообщила об этом Сергею, тот изрядно занервничал. Еще бы, ведь он был женат на знаменитой в прошлом фигуристке Елене Водорезовой! Выйдя замуж, Елена взяла фамилию мужа и стала успешным тренером. Ситуация была на грани фола. Чтобы не травмировать Водорезову (Буянову), Этери перестала встречаться с ее мужем, а рожать вообще улетела в США. Особо любопытным она рассказывала позже, что некий американец Дэвис бросил ее одну с ребенком и даже не собирался жить в России. Но «доброжелатели» все-таки донесли до тренера Елены Буяновой пикантную информацию. Были жуткие разборки с битьем посуды. Когда страсти улеглись, виноватый муж попросил прощения. Он остался в семье.
Впрочем, дочери Диане Сергей Буянов тоже помогает. Эта девочка слышит только отдельные слова. Она родилась здоровым ребенком, но в два с половиной года после врачебной ошибки Диана едва не потеряла слух. Ей поставили неутешительный диагноз: сенсоневральная тугоухость третьей степени. Дочь Этери Георгиевны учится в специальной языковой школе и занимается фигурным катанием. Недавно она перешла в танцы на льду.
- Дианка занималась в моей группе. Как одиночница она выучила все прыжки. Но у людей с ее диагнозом другая координация, им гораздо сложнее. Любое падение может обернуться серьезной травмой, - объяснила переход Тутберидзе. - А я себе этого никогда не прощу.
Этери Георгиевна однажды выгнала Алину Загитову из своей группы за разгильдяйство. Юная фигуристка из Ижевска перестала серьезно работать, пропускала тренировки. Тутберидзе рассердилась и приказала ей собирать вещи. Алина уже собиралась уезжать обратно домой и заканчивать со спортом. Но в последний момент сердце тренера дрогнуло, и она сказала: «Ладно, оставайся. Но возьмись за ум». Если бы Тутберидзе поступила иначе, мир, наверное, никогда бы не узнал об одной из главных героинь Олимпиады-2018.
Только факт
- У Евгении Медведевой и Алины Загитовой была одна и та же тяжелая травма - перелом ноги. Обе сумели с ней справиться.
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов