«У людей они, увы, увядают»: чем теперь занимается уволенная из Vogue Алена Долецкая

У художника Кустодиева часто спрашивали - почему так странно происходит: он пишет пышнотелых дам, а сам женился на хрупкой и тоненькой как тростинка Юлии. Живописец отвечал, что кустодиевский типаж ему не нравится, но что делать, «худые женщины на творчество не вдохновляют». На радость мастеру, дочь Ирина как раз уродилась во вдохновляющем стиле: пухленькая, синеглазая, золотоволосая. Поэтому любящий папа писал девочку с малых лет чуть ли не каждый день.
Дочь об опытах отца вспоминала без восторга. Когда Ирочка повзрослела, Борис Михайлович задумал написать полотно «Русская Венера», ради которого обнаженной Ирине пришлось позировать в бане. Отказать любимому отцу, конечно, она не могла. В последние годы жизни из-за опухоли позвоночника художник был прикован к инвалидному креслу, но продолжал работать. Для него даже придумали специальную конструкцию для полотна, чтобы Кустодиев мог трудиться, когда лежит в постели.

Всей семьей работали и над «Венерой». Дочь позировала, сын взбивал пену для мыльных пузырей, жена давала советы.
Ходили легенды, будто именно супруга попросила художника прикрыть дочери то самое место и пририсовать веник, который появился значительно позже. По другой версии, художник сам все понял. Просто в первоначальном варианте Ирочка держала в руках линейку, с которой и была запечатлена. А уже позже отец решил, что в баню нужно ходить с другим аксессуаром.
Всего Кустодиев написал три «Венеры». На выставке в Суздале представлена та, что из Третьяковской галереи. Наряду с ней еще около 40 работ из девяти музеев со всей страны. Есть и знаменитый портрет Шаляпина с собачкой, и афиши, оформленные Кустодиевым, и длинные пейзажи-фрески с потрясающими облаками, голыми купальщицами, телегами, полями, пышными коровами и всем прекрасным, что есть на Земле.

Полотна выставили с применением левитирующего эффекта: они словно бы парят в воздухе, и можно посмотреть на них как в лицо, так и с обратной стороны. Ну и интересный эффект возникает от сочетания художника и места выставки. Как сказала гендиректор музея Екатерина Проничева, стоит выйти за пределы комплекса Кремля - и оказываешься практически в кустодиевском мире.
К выставке подготовили соответствующий мерч. Сумочки-муфточки по 15 тыс. руб., украшения в кустодиевском стиле и дизайнерский арбуз из полена за 3,5 тысячи.
Дырочки в стене
На открытии выставки Кустодиева в белых джинсах и с боевым настроением ходила светская львица Алена Долецкая и раздавала указания помощникам: «Очень хочу хороший свет. Это моя голубая мечта». «А давайте вот этот плакат разместим повыше. Самое главное - внизу. А тут приходится вставать в некартинную позу, чтобы прочитать. Может, в стене дырочки проделать? Нельзя дырочки проделать? Жаль».
Экс-редактор женского журнала, после того как «глянец умер», без работы не осталась. В Суздале, например, организовала выставку «Я есть цвет», которую выстроила вокруг образа цветка и мира «вечных ценностей».

По словам Алены Станиславовны, однажды ей подарили икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет», после чего журналистка озадачилась цветочным вопросом. Мол, почему у Богородицы жезл в цветах? Почему жезл процвел? Сама ли Богородица являет собой неувядаемый цвет или это что-то иное? Разобраться в этом должна помочь выставка.
Вокруг «магического саркофага» - так Долецкая обозвала длинную витрину в центре зала - она разместила лайтбоксы с цитатами художников про цветы и 30 предметов «со скрытым смыслом». В чем скрытый смысл - не уточнила.

Было очевидно, что одной стороны «саркофага» поместили предметы культа. С другой стороны - изображения цветов в светском искусстве. Причем часть экспонатов Долецкая принесла из дома. Например, симпатичную металлическую инсталляцию в виде одуванчиков, а также цветок современного художника Ярослава Шеина с загадочными лепестками, вызывающими неприличные ассоциации с женским половым органом. Этот цветок Алена сопоставила со старинным височным украшением в том же стиле.
- Все эти произведения дышат воздухом достижимости и недостижимостью цветка, - интересничала неувядающая Долецкая и пообещала, что в конце обхода, остановившись у иконы «Неувядаемый Цвет», мы должны понять и разобраться, «почему у святых в любом произведении - неувядающие, а вот у людей они, увы, увядают».