«Большой был для меня отдушиной»: головокружительный взлет и грандиозное падение Анастасии Волочковой в балете
Недавно Анастасия вновь привлекла к себе внимание, побывав на съемках стендап-шоу. Есть мнение, что танцовщица якобы перебрала с алкоголем. По крайней мере, было все: и демонстрация любимого шпага, и бессвязная речь.
Сейчас Волочкова любит при случае вспоминать, какую подготовку она прошла, прежде чем стать балериной с мировым именем, и каких усилий ей стоила карьера. Справедливости ради стоит отметить, что блондинка не кривит душой. Как и всякая балерина, серьезно подходящая к обучению, она в юные годы часами стояла у станка и тренировала свое тело вопреки всему.
Говоря о том, как строилась карьера Волочковой в Большом театре, невозможно вновь не обратиться к Николаю Цискаридзе, который наблюдал и взлет, и падение Анастасии в мире балета. Обо всем этом он рассказал в первой части своих мемуаров «Мой театр» (здесь и дальше цитаты Николая Максимовича приведены из этой книги – прим. ред.). В Большом театре Волочковой подготовили «теплый прием». Местные клакеры были готовы сорвать выступление Анастасии, однако она сумела справиться.
«Накануне премьеры выяснилось, что «доброжелатели» уже организовали Волочковой провал в ГАБТе, из Питера заказали освистывание, веники и все как полагается. Я позвонил Мабуте и попросил его повлиять на ситуацию. Дядя Володя выслушал и, смеясь, сказал: «Господи, какой ты добрый дурак! Первый раз вижу артиста, который просит за другого!» В результате его вмешательства была достигнута договоренность, что никто из клакеров не откроет рот, чтобы шикнуть, но и «браво» Волочковой кричать никто не будет. Но Настя на том выступлении оказалась настолько хороша и так танцевала, что у нее и без клакеров был успех. Когда Волочкова вышла в костюме русской невесты, в кокошнике, в золотом наряде, публика была сражена наповал», — вспоминает Цискаридзе.
Так что те, кто сейчас умаляет былой талант Волочковой, явно не читали воспоминания людей, что стояли рядом с ней в ее лучшие часы. Впрочем, стоит отдать Цискаридзе должное, даже в этой истории он сохранил объективность. Хотя Николай старается сейчас не давать никаких комментариев по поводу скандалов Волочковой (как это было в случае с пьяным дебошем в самолете – прим. ред.), в своей книге он рассказал и про звездную болезнь Анастасии:
«После этого визита в Петербург у нас с Настей установились натянутые отношения. Она к этому моменту «забронзовела», верила, что является главным персонажем и ньюсмейкером, которого Большой театр должен обслуживать, как золотая рыбка старуху в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина. Такого в истории ГАБТа за 225 лет его существования еще не бывало».
Талант талантом, а любой театр в любой стране мира не обходится без интриг. И, конечно, такая яркая артистка неминуемо оказалась в центре заговора. Поначалу она была действительно неприкасаемой. По словам Цискаридзе, у Анастасии имелся спонсор, который был готов на многое ради ее карьеры.
«Пети мне рассказал, что к нему домой в Швейцарию приезжал человек, который спонсировал карьеру Насти, предлагал ему очень большие деньги. «Мне никогда такие деньги не платили ни в Голливуде, ни в одном европейском театре», – признался Ролан. «И что?» – поинтересовался я. Он сказал: «Я отказался», — писал Николай Максимович.
Но отношения со спонсорами дело всегда щекотливое. Сегодня они есть, а завтра их нет. Когда Волочкова внезапно оказалась не в фаворе, ее стали выдавливать из Большого театра. К слову, пытались задействовать все того же Цискаридзе. Подговаривали сказать прессе, что он не может поднять Анастасию. Но танцовщик, который всегда гнушался подобных методов борьбы с артистами, отказался. Он-то прекрасно поднимал Волочкову на самом деле.
Так или иначе, а Анастасия из Большого театра ушла. Правда, потом еще годами судилась с дирекцией.
«Я попала в Большой театр в 1998 году, станцевала порядка 250 спектаклей, со мной был тогда подписан бессрочный контракт. И не получила ни копейки. В трудовой книжке у меня при этом нет даже записи об этой работе. По деньгам такая же ситуация: сначала нам говорили, что зарплата приходит на карточку, но я тогда жила в достатке, у меня были контракты в других местах по 40 тысяч долларов — поэтому даже не проверяла что да как, Большой был для меня отдушиной. Никаких денег я в итоге так и не увидела», — жаловалась Анастасия уже в 2021 году на пресс-конференции.
После ухода из Большого театра о Насте как о балерине стали говорить все меньше. Постепенно она становилась героиней светской хроники. Правда, хорошего там было тоже мало. Отношения с Игорем Вдовиным, от которого артистка родила свою единственную дочь Ариадну, в итоге распались.
Замуж после него Анастасия так и не вышла. И сейчас, глядя на соцсети Волочковой, многие не узнают в ней ту самую балерину, с которой занималась сама Майя Плисецкая. И, кстати, получала угрозы в свой адрес за то, что помогала неугодной балерине.
Многие коллеги по балету могли бы рассказать много чего интересного о том, как происходил взлет и падение Насти Волочковой в Большом театре. Порой кто-то нарушает молчание. Так, балерина Светлана Захарова недавно подтвердила, что Анастасия была хорошей балериной, к которой с цветами бежали министр культуры и директор Большого театра. А Цискаридзе, к примеру, вспоминал, как Волочкова была готова помочь ему в трудную минуту:
«Когда весть о моей травме дошла до Москвы, из театра мне позвонили только четыре человека: Света Захарова, Лена Андриенко, Илзе Лиепа, Настя Волочкова сказала: «Коля, если тебе нужны деньги, скажи, я все сделаю», хотя я знал, что у нее в тот момент был полный «голяк».
Одно можно сказать точно: карьера у Анастасии Волочковой сложилась трагично. Сколько в этой истории было сделано ошибок со стороны самой балерины, как сильно постарались недоброжелатели – теперь это все осталось в далеком прошлом. Впрочем, может быть, наступит день, когда мы все узнаем действительно правдивую историю о судьбе экс-примы Большого театра Волочковой — такую, какой она была на самом деле.