Первый муж Удовиченко ждал смерти 15 лет: Панкратова-Белого подвело отсутствие лицемерия
В молодости Александр женился на Ларисе Удовиченко. Он любил ее, устроил дорогую свадьбу, мечтал о наследниках. Но быстро понял, что девица пошла в загс лишь ради московской прописки.
В интервью Удовиченко уверяла, будто брак был фиктивным изначально.
- У нас все было, жили вместе, - комментировал ее слова режиссер.
Лариса умоляла не разводиться, но прозревший Панкратов был непреклонен. Хотя и благородно сдержался, когда будущий второй муж актрисы Андрей Эшпай приезжал поинтересоваться «хорошая ли она».
- А надо было ему сказать, что она такая ведьма, такая сволочь! Число Сонька Золотая Ручка, Манька Облигация! Это ее внутренний мир. А Эшпай в итоге потерял квартиру, – сокрушался позже Александр Андреевич.
Гений и злодейство
Комедия, драма, мелодрама… Панкратов виртуозно владел любым жанром, сам писал сценарии. За плечами был опыт операторской работы. Музыку к его фильмам писали лучшие – Дога, Минков, Каретников…
Большой успех к нему пришел в 1981-м. В его картине «Портрет жены» художника» по рассказу Юрия Нагибина блистали Никита Михалков, Сергей Шакуров, Валентина Теличкина, Всеволод Шиловский…. Режиссер получил за нее приз международного кинофестиваля в Карловых Варах. Но после этого СМИ, словно сговорившись, стали путать его с известным уже тогда однофамильцем и тезкой.
- Надо менять фамилию! – заявил председатель Госкино Филипп Ермаш.
Вот тогда кто-то и вспомнил, как их для отличия называли преподаватели ВГИКа. И в нашем кинематографе появились Панкратов-Черный и Панкратов-Белый.
У первого жизнь удалась. На режиссерскую карьеру Черный забил, зато как артист был нарасхват. В «святые» 90-е снимался в любой халтуре, был при деньгах и на слуху. А тонкий художник Белый, чтоб не помереть с голоду, таксовал, челночил, торговал пивом и конфетами.
Последний его шедевр «Прощай, шпана замоскворецкая…» датируется 1987 годом. Две же робкие попытки встроиться в коммерческое кино в «нулевые» окончились фиаско. У Белого отсутствовали важные для режиссера свойства: пробивная сила, талант интригана и готовность к компромиссам. В личном плане все вышло еще более скверно.
В какой-то момент Александр Андреевич просто потерял интерес к жизни. И как он дотянул до 78, одному Богу известно.