Автора психологических новелл «Трубка» (1952), «Зимний дуб» (1953), «Ночной гость» не стало 17 июня 1994 года. Под конец жизни он играл роль скандалиста и провокатора, нередко ставя читателя в затруднительное положение.
Юрий Нагибин появился на свет 3 апреля 1920 года в Москве в семье красавицы Ксении Каневской и адвоката Марка Левенталя. При этом будущий литератор с мировым именем много лет даже не догадывался, что его биологическим отцом на самом деле был дворянин Кирилл Нагибин. Незадолго до расстрела участник белогвардейского восстания в Курской губернии «завещал» беременную жену своему близкому приятелю, который воспитывал мальчика до тех пор, пока сам не оказался в числе репрессированных. «Его не хотела сама жизнь – а он родился» - так потом напишут о Нагибине. Тайну своего происхождения писатель узнал в довольно зрелом возрасте. Открывшийся секрет оказал серьезное влияние на Нагибина.
«Я со шкафов прыгала, чтобы случился выкидыш», - однажды призналась мать прозаика.
Начало творческого пути Юрия Нагибина было связано с войной – еще будучи студентом, он оказался на передовой в отделе политуправления 60-й армии Воронежского фронта. После второй контузии молодого энтузиаста комиссовали. На тот момент его рассказы, написанные в тылу врага, уже были популярны в народе («Человек с фронта», «Дважды рожденный», «Ценою жизни»). На протяжении нескольких десятилетий Юрия Нагибина называли совестью нации, ведь каждое его произведение было пропитано духом справедливости и любовью к родной стране.
Особенно плодотворным периодом в жизни кумира миллионов стала середина 50-х, когда свет увидели такие известные произведения, как «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далекое и близкое», «Ранней весной». В конце 1980-х мировоззрение Нагибина стало меняться - патриотическую прозу он променял на модное тогда занятие - начал срывать маски (в частности, раскрыл подноготную сталинских репрессий). Не стал исключением и сам писатель, рассказавший, например, читателям шокирующую историю об интрижке с тещей. Была ли эта эротическая мелодрама плодом его фантазии или же действительно имела место в реальной жизни - доподлинно неизвестно. Критики склоняются к версии, что пресловутая «клубничка» стала плачевным результатом проблем автора с ментальным здоровьем.
"Я все время хотел почувствовать себя настоящим. Все мое существование наполнено было ложью, я никогда не страдал по-настоящему. Я натравливал себя на страдание, я играл... в признательность, в жалость, в любовь, но всегда во мне оставался нерастворимый осадок", - отмечал писатель незадолго до смерти.